Неотпетый мальчик, “отпетые” священники и трудная судьба украинского православия

Страшная трагедия, которая случилась в Запорожье в канун Нового года, стала одной из самых обсуждаемых и скандальных тем в первую декаду января. Отказ священника УПЦ МП отпевать погибшего двухлетнего мальчика, крещенного в церкви Киевского патриархата — в очередной раз обострил и так незатухающую дискуссию об отсутствии соборной церкви и о специфической роли в жизни украинского православия сегодняшней церкви УПЦ МП.

Детей из Киевского патриархата не отпеваем

31 декабря, в Запорожье маленький Женя Полищук выходил из подъезда на ул. Исторической со своим отцом. В это время с 8-го этажа многоэтажки выбросился его 39-летний сосед. Мужчина упал прямо на ребенка. Оба погибли.

Погбиший Женя Полищук с отцом

2 января прощались с погибшим мальчиком. Похороны организовывала ритуальная служба, которая пригласила для отпевания священника Московского Патриархата УПЦ.

Уже возле гроба умершего ребенка священник спросил у родителей, крещен ли мальчик. Оказалось, что Женя был крещен в церкви Киевского патриархата. Тогда священник прямо во время похорон отказался отпевать ребенка. Батюшка сказал, что ребенок некрещеный, а церковь – самозванная. Мать плакала и падала перед ним на колени, но это не помогло.

После того, как история приобрела общенациональную известность, священник Евгений Молчанов, настоятель церкви Косьмы и Дамиана УПЦ МП при детской больнице №3 Запорожье, заявил, что "поступил абсолютно правильно". И что вообще детей, крещенных в УПЦ Киевского патриархата, вскоре настигает смерть.

«Я, к сожалению, не первый раз сталкиваюсь с тем, что люди крестят детей в Киевском патриархате – и после этого дети погибают. Есть каноны церкви, апостольские правила. Этими правилами руководствуются священнослужители во всем мире. Если бы я отпел этого ребенка, с меня бы владыка снял сан. Но даже не это так страшно. Меня бы наказал Бог ", – заявил Молчанов.

После отказа священника отпевать ребенка, его тело решили отвезти в ближайший от кладбища храм св. Иоанна Кронштадского, но и там получили отказ – храм тоже принадлежал УПЦ МП. По словам отца ребенка, священники закрыли двери и попросили покинуть территорию церкви. В конце концов, отпевать малыша приехал священник из церкви св. Николая УПЦ КП.

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука поддержал отказ своего священника отпевать ребенка. «Я бы хотел отметить, что ни одна православная церковь, ни румынская, ни американская, ни константинопольская не отпела бы этого ребенка. Потому что он не был членом церкви. Люди, называющие себя Киевским патриархатом, не являются церковью – это религиозно-политическая организация».

Возмущенный поведением священников блогер Юрий Гудыменко написал острый эмоциональный пост и призвал людей в знак осуждения приносить куклы под храмы Московского патриархата.

Так как же надо было поступить по церковным канонам

Итак, в свое оправдание и священник, и поддержавший его епископ Лука заявили, что отпевание ребенка, крещенного в церкви Киевского патриархата, есть суровое нарушение канонов УПЦ МП. Но так ли это?

Да, с точки зрения УПЦ МП, священники и прихожане Киевского патриархата – раскольники. Но, отметим важную деталь. С точки зрения богослужения и практически всего, что касается выполнения всех таинств и обрядов УПЦ МП и УПЦ КП – стопроцентные близнецы.

Отметим также, что в УПЦ МП также принимается крещение католиков, у которых, в отличие от филаретовцев, и догматика, и служба серьезно отличаются.

Так как же святые отцы велели относиться к «раскольничьему крещению»? А очень просто – принимать его и не перекрещивать паству.

Вот что по этому поводу заявил российский богослов Андрей Кураев, которого трудно заподозрить в симпатиям к Киевскому патриархату. "Канонично – признавать крещения раскольников. Раскол – не ересь. Даже при сомнении в "благодатности священства" остается право крещения у мирян. Это древнее и устойчивое церковное предание, признающее церковные таинства совершающимися и вне Церкви: имя Божие, призванное даже неправославным человеком с желанием совершить преображение своей и чужой жизни «во имя Отца и Сына и Святого Духа» сообщает ему просимый им Божий дар… Св. Стефан Римский писал – «много имя Христово содействует вере и святости крещения, так что кто крещен во Христа, тотчас получает и благодать Христову» .

У Августина тот же акцент: «я знаю единое крещение, запечатленное и освященное именем Отца и Сына и Св. Духа. Сию форму, где ни нахожу – необходимо одобряю» (Письмо 33).

Отметим, что у УПЦ МП даже нет письменного документа — постановления собора или синода, где содержится запрет на проведение церковных таинств в отношения «киевских раскольников» или требование их перекрещивать или перевенчивать в случае возвращения в лоно «правильной церкви».

Отметим, что и сама РПЦ МП в своей практике никогда не занималась перекрещиванием даже в более сложных для нее случаях. Так, Украинская Греко-Католическая Церковь также, с точки зрения Московского патриархата, раскольничья.

Однако это не помешало РПЦ МП во второй половине 1940-х без перекрещивания и перерукоположения, присоединить к себе 997 греко-католических священников с Западной Украины и Белоруссии. Вместе с ними в РПЦ влились не только без перекрещивания, но и без миропомазания, сотни тысяч мирян УГКЦ, крещенных в унии. Многие из них впоследствии тоже стали священниками РПЦ, так что к середине 1980-х гг. практически по всему СССР на приходах РПЦ служили в качестве священников, в большинстве случаев, выходцы из Западной Украины.

И еще один любопытный факт. Когда нынешний патриарх Киевский Филарет был епископом РПЦ, он ещё и рукополагал её нынешнего предстоятеля, патриарха Кирилла! В общем, если Филарет «ненастоящий», то кто же тогда…

Ну и последнее, которое бы правильнее поставить бы первым. Кто хоть раз читал Евангелие, то сразу бы понял, что мерзкий поступок священника ничего общего со Святым писанием не имеет.

Напомним, что каждый христианин, а тем более священник своей целью должен ставить стараться в своих делах и мыслях быть подобным Христу. Можем ли мы представить Иисуса, который отказывает плачущей, стоящей на коленях, убитой горем матери в выполнении важнейшего церковного таинства.

Вот как прокомментировал этот невозможный эпизод митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский УПЦ МП Александр Драбинко на страницах издания «Левый берег». «Попробуем представить себе такой, с позволения сказать, «евангельский эпизод». Ко Христу, родившемуся в Иудеи и жившему по иудейским религиозным законам, пришла женщина-самарянка — представительница народа, веру которого иудеи считали «неканонической».

— Учитель! — обращается ко Христу эта «неканоническая», с точки зрения иудеев, женщина,— помолись над моим ребенком.

И слышит в ответ:

— Прости меня, женщина, но я не смогу помолиться о твоём сыне. Ведь мы, иудеи, не общаемся с самарянами. Да и наши первосвященники, не велят нам молиться вместе с самарянами…

Согласитесь, представить такой ответ из уст Христа невозможно. Более того, каждый, кто читал Евангелие от Иоанна и помещенный там рассказ об общении Христа с самарянкой (глава 4, стихи 4–42) помнит: Иисус не только к удивлению учеников общается с женщиной-чужестранкой, но и открывает ей свое мессианство.

Но если Христос поступил иначе, то зачем тогда ссылаться на древние канонические правила?.. Неужели правила, каноны, традиция дороже для нас, чем Сам Христос?», – задает риторический вопрос митрополит Драбинко.

Раскольники из Москвы

А ведь если разобраться — вся РПЦ сегодня состоит из потомков раскольников.

Шесть веков назад Москва, не получив автокефалию, нагло попрала устав православной церкви. В 1441 году митрополита Московского Исидора после возвращения с православно-католического собора во Флоренции, говоря современным новоязом, «посадили на подвал».

Чуть позже Исидору удалось бежать, а в Москве без согласования с патриархом поставили митрополитом Иону. В ответ на такое попрание канонов константинопольский патриарх на целых 113 лет отлучил княжество Московское от церковного общения со вселенской церковью. Московскую митрополию называли не иначе, как безблагодатной. Знаменитый подвижник Пафнутий Боровский за отказ признать законным митрополитом Иону был им «бит и закован железа».

Храм Василия Блаженного был построен в период отлучения Москвы от вселенского православия

На положении раскольников московские князья и митрополиты находились вплоть до 1561 года. Отметим, что когда отношения вселенской церкви и московский митрополии были востановлены, ни кому и в голову не пришло заново перекрещивать или отпевать целые поколения поданных великих князей, которые успели родиться и умереть в церкви московских раскольников.

Киевский митрополичий престол, проданный за 120 соболей

Вообще обстоятельства того, как старшая сестра — Киевская митрополия, возникшая в 10 веке, попала в церковную зависимость от Москвы, которая получила митрополита в 14 веке, требует отдельного рассказа.

Практически сразу после смерти гетмана Богдана Хмельницкого московская патриархия стала предпринимать попытки переподчинить себе Киевскую митрополию. Однако добиться своего Москве удалось только через 30 лет после смерти великого гетмана.

Отметим, что за три с половиной века Россия не сильно изменилась в методах достижения поставленных целей.

В 1685 году в Москве в присутствии царя патриарх Иоаким поставил на митрополичий престол в Киеве Гедеона Святополка-Четвертинского.

С новоназначенного митрополита была взята присяга «под послушанием у Константинопольского патриарха не быть и из-под его пастырства за удаленностью дальнего пути выйти».

Через год аннексию Киевской митрополии обосновали уже и согласно «церковным «канонам». За взятку в 200 золотых и в 120 соболиных шкурок константинопольский патриарх Дионисий выдал отпускную грамоту про уступку архипастырства над Киевом московскому патриарху.

Чем грозит РПЦ потеря украинской паствы

Сегодня РПЦ МП не хочет предоставлять автокефалию (самовозглавление, независимость), как и положено церкви уже почти 30 лет независимого государства по двум важным причинам.

Во-первых, в России церковь уже давно слилась с госудством, а патриарх Кирилл по сути является только чиновником высокого ранга при президенте Владимире Путине. УПЦ МП под предводительством Москвы играет важную роль в гибридной войне, которую ведет сегодня Россия против Украины. Увы, но сегодня уже есть десятки доказанных фактов, когда священники УПЦ МП в открытую становятся на сторону России. И эти случаи происходят не только на оккупированных территориях Донбасса. Периодически в разных епархиях Украины возникают скандалы, связанные с тем, что священики УПЦ МП отказываются отпевать украинских воинов, погибших в АТО.

А вот что настоятель Киево-Печерской лавры владыко Павел думает об аннексии Крыма и том, кто воюет на Донбассе.

Отметим также, что и статус РПЦ, как главной православной церкви мира во многом обусловлен именно отсуствием автокефалии украинской церкви. По подсчетам диакона Андрея Кураева — украинские приходы сегодня составляет более трети всей паствы и священнического состава РПЦ.

«Сегодня храмов, где Божественная литургия совершается не менее одного раза в месяц, — 33 489. В том числе на Украине – 11 393.

В настоящее время в Русской Православной Церкви служат 30 430 священников и 3 765 диаконов, из них на приходах — 29 183 священника и 3073 диакона. Остальные 1 939 клирика относятся к монастырскому духовенству. В том числе в Украине священнослужителей — 10 963, из них 10 187 священников и 776 диаконов. На территории Украины действует 219 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов и 2 312 монахинь. Количество монашествующих в священном сане — 937».

А ведь если УПЦ МП, УПЦ КП и Украинская греко-католических церковь сольются в одну соборную — то Украина и Киев сразу станут центром и лидером мирового православия.

Ну не стоит забывать и финансовый фактор. Под контролем РПЦ находятся все три лавры в Украине: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская. Только сами церковники знают, сколько миллиардов уходит ежегодно от украинской паствы в казну Московского патриархата.

Камо грядеши, или Сбудется ли пророчество духовника Януковича

Количество православных, которые считают, что приоритетной в Украине должна быть Украинская православная Церковь Киевского патриархата, постоянно растет.

Вот данные социологии, обнародованные на этой неделе старшим научным сотрудником Отделения религиоведения Института философии им. Сковороды НАН Украины Витой Титаренко. "Что касается перспектив православия, то сегодня 29% граждан Украины считают, что православные Украины должны сплотиться вокруг УПЦ КП. В 2010 году этот процент был немного больше 16%", – сказала Титаренко, комментируя соответствующие социологические исследования Центра Разумкова разных лет.

По ее словам, мнение о том, что православные церкви в Украине должны объединиться в единую церковь, которая будет добиваться независимости, поддержали около 20%. В 2010 году таких было только 14%.

В то же время в Украине уменьшилось количество тех, кто поддерживает РПЦ. "О том, чтобы Украинская православная церковь оставалась неотъемлемой частью Русской православной церкви, мечтают 7,7%, в 2010 году таких было более 22%", – констатировала ученый.

Кстати, по слухам, во время каденции президента Виктора Ющенко украинское православие было в полушаге от создания соборной православной церкви. Константинопольский патриарх даже готов был поддержать воззвание к объединению, подписанное предстоятелями УПЦ МП, УПЦ КП, а также Украинской греко-католической церкви, но в последней миг один из иерархов отказался ставить подпись под уже согласованным текстом заявления.

А ведь сегодня только отсутствие законной автокефалии у Киевского патриархата удерживает многих священников РПЦ МП от перехода вместе с приходами в лоно киевского патриархата или новой соборной украинской церкви. Хотя и этот процесс в последнее время все равно набирает оборот. В Украине за два года более 39 приходов Украинской православной церкви Московского патриархата перешли под юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата.

О том, что создание соборной православной церкви в Украине не за горами, свидетельствует, как ни странно, и пророческое завещание духовного отца беглого президента Виктора Януковича отца Зосимы Сокура, умершего в 2002 году.

В нем он предвидит переход центра украинского православия из Москвы в Киев и требует от монахов своей родной Никольской обители не признавать автокефалию, даже если она будет дана Константинополем совершенно законно. «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским».

Будем надеется, что вопрос на отпевании, в какой церкви был крещен умерший, скоро будет выглядеть для любого православного священника нелепым, как минимум, по двум причинам. Первое — украинские православие, как и тысячу лет назад, вновь станет единым. А второе – украинские священники, как и полагается хорошим пастырям, будут бояться не столько обидеть своего епископа, сколько пойти против завещанной Христом любви к ближнему.

Роман Лазоренко