Работа патрульного непредсказуема: сейчас ты убеждаешь пьяного водителя пройти алкотест, через час задерживаешь кабельщиков, а еще через час ищешь угнанную машину или разнимаешь дерущихся супругов. А самое главное, что даже когда человек обвиняет тебя во всех грехах – ты должен ему помочь. Корреспондент 061 провел ночь на дежурстве с патрульными и делится впечатлениями.
Ночная смена начинается в 20:00, но экипажи сменяются по очереди, чтобы город не остался без полиции – всего 30 машин. В этом авто сегодня трое патрульных 3-й роты: Оксана, Виталий и командир роты Виктор. Мужчины перешли еще из милиции, а девушка из нового набора. Этот экипаж патрулирует Александровский, Коммунаровский и Шевченковский районы. В этих районах под руководством Виктора работало 12 экипажей.
У каждого экипажа есть планшет, на котором высвечиваются все вызовы, есть карта, где видны все машины, а также отображаются жалобы на патрульных. Первый вызов поступил буквально спустя 5 минут после выезда.
В "102" обратилась девушка и сказала, что в "Авроре" к ней пристает пьяный мужчина. Однако, когда патрульные перезвонили, трубку взял молодой человек и спокойным голосом сказал, что он со своей девушкой стоит на остановке. На такие вызовы полицейским часто приходится тратить время.
Несмотря на то, что это был вечер пятницы, эфир был относительно спокойным. На выезде из города патрульные остановили "ВАЗ", потому что у него было бампера. В машине сидели парни. Одного из них, судя по всему, уже задерживали за "траву". У водителя были признаки наркотического опьянения, но чтобы убедиться, патрульные предложили парню пройти тест на Седова.
Пока ехали на Седова, по рации диспетчер Парус вызывала экипажи. На позывном "Вельвет" я засмеялась, а командир сказал, что это еще не самое смешное, но тайны не раскрыл. Парню, которого везли на тест, смешно не было.
Оказалось, что водитель "чист". Парня вернули туда, откуда забрали, и пожелали хорошей дороги.
– Вот поэтому мы и предлагаем ехать на Седова. Есть процедура. Некоторые признаки опьянения патрульный может сам увидеть, но они не всегда говорят о том, что человек употреблял. Врач может увидеть другие признаки, а анализы – вообще третье показать. Нам еще повезло: на Седова примерно одинаково ехать из всех районов. В Киеве сложнее, ведь там обследуют на окраине, поэтому везут только совсем очевидных, – объяснил командир.
Один из патрулей по рации попросил подъехать на Космос и помочь – около часа не могут оформить одного водителя.
Изначально его остановили из-за того, что не работала подсветка номера, но потом полицейские заподозрили, что водитель пьян. Раньше мужчину уже задерживали за вождение в состоянии опьянения.
Сначала он отказался пройти алкотест, а потом позвонил адвокату. После этого звонка мужчина стал уверять, что ему не показали сертификат на алкотестер, поэтому он и отказался, но на Седова ехать тоже не хотел.
Приехал адвокат и начал заявлять, что патрульные нарушили всю процедуру, однако те не волновались – все записано на боди-камеру. Разговор затянулся, и чем дальше, тем больше мужчина нервничал.
Мужчина кричал, что у него есть все категории, он профессиональный водитель.
Затем водитель перешел на тему обеспечения полиции и их обязанностей – "защищать бабушек от пи#%@асов".
Адвокат также на повышенных тонах заявлял, что развалит дело еще до суда. Однако, его пыл поубавился, когда патрульные объяснили: если по-человечески разговаривать не хочет, то полицейские имеют право останавливать водителя неисправной машины хоть через каждые 10 метров.
После этого адвокат решил, что дешевле ехать на такси.
Мы простояли там больше получаса. Погода ухудшалась: мороз крепчал, а снег усиливался. Вернуться в машину было счастьем. Правда, патрульные к такому давно привыкли и не подавали вида.
Я все еще не понимала, почему мужчина кричал о лысой резине и бензине. Спросила о том, изменилось ли что-то со времен милиции:
– Конечно, изменилось. Многие проблемы исчезли. Например, раньше мне надо было думать, как отремонтировать и заправить машину – давали 5 или 7 литров всего. То есть, если погоня, то я не должен ехать, потому что у меня бензина нет? И раньше колеса надо было выбивать или покупать – никогда больше двух не давали. А сейчас дают: все четыре новые зимние, – рассказал Виктор.
По рации передали, что на Шевченковском снова воруют кабель, а на Хортицком угнали автомобиль. Мы стояли на светофоре перед Лахти, как вдруг Виталий попросил пробить по базе машину, остановившуюся на соседней полосе – оказалось, что номера были в розыске.
Водителя остановили и попросили забрать заявление, если проблема решилась. После этого мужчина резко нажал на газ и уехал, будто куда-то спешил. Я так и не поняла, почему подозрение упало на эту машину.
– Это чуйка. Без нее в нашей профессии никуда. Эта машина будто выделялась, поэтому и попросил пробить. Иногда посмотришь на человека и тоже чувствуешь: что-то нечисто. Часто подозрения подтверждаются, – объяснил Виталий.
После этого останавливали еще пару машин: в первом случае водитель казался пьяным, а во втором – за нерабочую подсветку номера. В первом случае патрульные минут 20 выслушивали, что они должны сначала закрыть все игорные заведения, а потом уже ловить водителей. Хотя на самом деле патрульные не могут закрыть игорные заведения – могут разве что вызвать оперативную группу. Но ведь зачастую горожане не хотят разбираться, где чьи обязанности.
Следующий вызов был от "корпоративщика" – говорил, что его обокрали. По телефону парень, как мог, пытался сказать, что у него украли в такси кошелек, в котором было 2 тысячи гривен и пропуск.
Через пять минут встретились с ним уже у райотдела – на этот раз парень сказал, что в кошельке было тысяч пять. Кошелек выхватили, когда он расплачивался за такси. Но чем больше спрашивали, тем удивительнее становилась история.
Уже в райотделе парень сказал, что в кошельке было 3 тысячи и пропуск. Как расшифровал друг корпоративщика, в тот день у парня была зарплата, а потом он поехал отмечать 50-летие коллеги. Когда все закончилось, парень попросил друга вызвать такси. Диспетчер сообщил, что машин в том районе нет, но парень на чем-то уже ехал – возможно, он сел к "бордюрщику".
Когда парень уже расплачивался, двое мужчин открыли дверь такси и выхватили у него кошелек. Что было дальше, не известно – патрульные оставили его писать заявление в райотделе.
"У нас и не такое увидишь. На днях мужчина, который был в розыске, заявил, что у него украли паспорт и 200 гривен. Так и попался", – рассказал командир.
В этот момент помощь потребовалась недалеко от моста на Шевченковском – там остановили машину с ворованными номерами.
Патрульные сказали,что водитель скорее всего "под кайфом", кроме того, у него не было никаких документов: ни на машину, ни водительского удостоверения, ни паспорта.
Раз уж оказались на трассе, поехали проверить пункты дорожной полиции недалеко от Михайловки. Там остановили авто, у которого не работала подсветка номеров.
Его не могли отпустить уже полчаса: патрульные по процедуре попросили открыть багажник, но мужчина не хотел этого делать.
Водитель ехал с Харькова, и его уже неоднократно останавливали за эту подсветку. Патрульные полчаса пытались объяснить, что открыть багажник – займет всего минуту, но мужчина упрямился так, что готов был получить постановление. В итоге он таки открыл багажник, и полицейские отпустили водителя.
"Люди сами у себя воруют время. Это заняло минуту, а он спорил полчаса. Иногда патрульные наоборот помогают: едешь ночью, спать хочется… А так вышел, открыл багажник, закрыл, взбодрился и поехал дальше", – говорит Виктор.
Очень много машин останавливают из-за нерабочей подсветки номера. А ведь цена вопроса (почистить контакты или поменять лампочки) гривен 10.
С восьми вечера и до пяти утра было только две возможности очень быстро выпить кофе или чаю. В перерывах между теми вызовами патрульные еще искали две машины: одну фуру с пьяным водителем и одну угнанную иномарку. Потом оказалось, что авто не угоняли – просто его взял без предупреждения муж.
С фурой интереснее: водитель пил со сторожем на стоянке, а потом сорвался, сел за руль и уехал, врезавшись в ворота. Перед тем, как уехать, он говорил сторожу, что в Мелитополе приболела дочка.
На рассвете начали закрываться клубы и бары. Патрульные "ставили" на то, что какой-то вызов будет из "Парк Авеню", но в то утро отличился "Дали". Оттуда поступило сразу два вызова: сначала какая-то девушка после танцев с парнем осталась без браслета, а потом на улице не поделили пространство две компании.
Причину уже никто не помнил, но два парня начали толкаться – ничего серьезного. Однако, девушке одного из них так не показалось: она начала кричать "Беспредел!" и снимать только прибывший патруль.
С трудом, но у мужчины получилось посадить девушку в такси. Патрульные говорят, что такое случается часто – особенно обидно, когда потом появляются в сети ролики: на них кричат, что полицейские "козлы", а суть конфликта вырезана.
Под конец смены поступил вызов с Набережной. Забегая наперед, скажу, что там мы простояли в сумме больше часа. Сначала оказалось, что у водителя просроченные права: он получал временные и никак не мог найти время их обменять. На лобовом стекле была карточка "Пресса". Патрульные позвали меня познакомиться с коллегой:
– Вы из какого СМИ?
– А что такое СМИ?
Так все поняли, что парень не работает помощником журналиста. Водитель сильно нервничал, и полицейские решили обыскать машину. В брелке для ключей оказалось два чека с "феном".
– Я машину другу давал! Командир, это не мое!
– Командир был в фуражке и с полосатой палкой. А мы полицейские.
Парень кричал, что ему все подбросили и что, вполне вероятно, сейчас с таким же успехом найдут оружие. Приехали следователи и "адвокат". В кавычках, потому что мужчина не представился и не показал удостоверение. Он явно знал, что дальше по процедуре, и пытался указывать патрульным, что делать – даже назвал фамилию человека, которому надо позвонить, чтобы он объяснил масштаб неправоты полицейских.
По идее, следователь должен был его остановить и взять ситуацию под свой контроль, но этого не произошло. В итоге, экипажи провели там намного больше времени, чем должны были.
Уже в тепле, по пути на базу Виталий сказал:
"Вот за что я и люблю эту работу. Патрулька, она разная: начиная от чувака, который только что пил из бутылки на камеру, а потом кричит, что "это не мое", и заканчивая очередным недоадвокатом. Не надоедает".
А на базе уже кипела жизнь – начиналась пересменка. Кто мыл машину, кто делился впечатлениями от этой ночи. И все знали, что уже через несколько часов можно будет согреться, не спеша выпить кофе и поспать – на смену выйдут другие экипажи.
Читайте также:Известный блогер: 4 года назад запорожская Самооборона разгромила автоколонну с флагами России, – ВИДЕО