История не имеет сослагательного наклонения, но все же осмелимся предположить: если бы не трагедия 9 мая, мариупольцы вряд ли приняли бы участие в незаконном сепаратистском референдуме. По крайней мере, так массово. Но случилось то, что случилось. 11 мая горожане выстроились в очереди, чтобы проголосовать за Россию.
Огромные очереди на четырех избирательных участках, странное голосование на бумажках вместо бюллетеней, отсутствие урн и кабинок…
В Мариуполе подготовка в “референдуму” велась активно. В почтовые ящики, двери, окна “активисты ДНР” подсовывали приглашения на голосование. Распространяли листовки, в которых уверяли, что только вместе с Россией Донбасс будет сыт и доволен.
Странную позицию заняло городское управление образования. В некоторых школах детям объявили, что в понедельник, 12 мая, отменяются все занятия из-за необходимости вести подсчет голосов по результатам референдума. Также родители сообщали, что в некоторых школах готовятся отдать помещения под “референдум” 11 мая. Только после вмешательства журналистов в управлении изменили позицию и стали отказывать “ополченцам” в предоставлении помещения и кабинок для голосования.
Утром 11 мая мариупольские православные храмы Московского патриархата с самого утра звонили в колокола, призывая людей идти на “референдум”.
В Мариуполе открылось только 4 избирательных участка из более чем 200 (на обычных выборах). Напуганные событиями 9 мая и дезинформацией, распространяемой в социальных сетях и городской газете о ВСУ, убивающих мирных граждан, люди выстроились в длинные очереди.
Чтобы дело спорилось быстрее, голосование стали проводить прямо на улице, а "бюллетени" складывали в коробки из-под масла
Аналогичная картина происходила и в Донецке. Там участков открылось больше – 150 из 400. На некоторых было пусто, на других стояли очереди.
Фото Сергея ВАГАНОВА
Люди шли на участки, как на праздник. Они считали, что голосуют за свое светлое будущее и без доли сомнения ставили «да» напротив вопроса, поддерживаете ли вы государственную независимость «Донецкой народной республики». Причем, как показывали опросы, проведенные мариупольскими и донецкими журналистами, большая часть людей, пришедшая на незаконный референдум, была уверена, что они-то голосуют как раз не за «ДНР», а за присоединение к России. Пример аннексированного Крыма манил многих сторонников русского мира.
Результатом этого странного плебисцита, проведенного с нарушением всех существующих норм права — и украинских, и международных, – стала война и 10 тысяч погибших. И это только по украинскую сторону линии разграничения. Точных данных о том, сколько людей погибло на оккупированной территории, мы узнаем только после их деоккупации.
Подробнее о том, что предшествовало проведению псевдореферендума, почему он стал возможен и о его последствиях читайте в книге «Мариуполь. Последний форпост».
Книгу можно заказать на сайте mariupol.com.ua