О первом миллионе, искусстве общения и ненависти к властям: о чем в Запорожье говорил Дмитрий Гордон

Во вторник, 27 ноября, в Запорожье в рамках второго туристического бизнес-форума состоялась встреча с известным украинским журналистом Дмитрием Гордоном. Во время лекции на тему «Человек – бренд» интервьюер, сделавший за свою карьеру более 800 интервью, ответил на вопросы ведущего и гостей форума о своей работе, взглядах на жизнь, впечатлениях от Запорожья и не только.

О первом миллионе

Как говорил [известный театральный режиссер] Роман Виктюк: «Де ваші гроші? – В мішках. – А де ваші мішки? – Під очима». Первые деньги я заработал, в том числе, и здесь на этой сцене – в конце 80-х – начале 90-х во время концертов выдающихся, менее выдающихся и совсем невыдающихся артистов. Тогда в Советском союзе приняли закон про кооперацию. Закон позволил стать богатыми огромному количеству людей, которые хотели и умели зарабатывать. По этому закону государству нужно было заплатить лишь налог. Все остальное разделяли между артистом, устроителями, администраторами, кассирами и т.д. Те, кто в то время благодаря своим коммуникабельности, напору, предприимчивости и прочим индивидуальным качествам мог уговорить того или иного артиста работать с ним и привозить его в разные города, становился богатым.

У меня в квартире, в начале 90-х, стояли огромные спортивные сумки с деньгами. Я не знал, куда деньги девать, если честно. Помню, купил один видеомагнитофон. Он тогда стоил, как двухкомнатная квартира в центре Киева. Купил второй, третий. Потом видеокамеру приобрел, одну, вторую. Доллары нельзя же было покупать, обменных пунктов не существовало. Потом начали продавать квартиры и другие площади. Тогда я начал заниматься недвижимостью профессионально. Это долгая история, которая требует долгого подробного рассказа.

Помню, вот здесь, в запорожском дворце спорта «Юность» мы проводили концерт Вячеслава Малежика. Очень много заработали на этом…

Об одном из самых запоминающихся интервью

У меня было много интервью с людьми, которые являются символами целых поколений. Я иногда, как обычный зритель, пересматриваю их и беру для себя какие-то важные вещи. Как какой-то любимый фильм, который, казалось бы, знаешь наизусть, но все равно, случайно зацепившись, начинает смотреть и вдруг видишь то, что не замечал раньше.

Однажды я взял интервью у художника Бориса Ефимова, которому на момент встречи было 107 лет. Мало того, что перед тобой сидит выдающийся, знаменитейший художник-карикатурист, так ему еще 107 лет. Человек, которому Троцкий подавал пальто у себя дома, человек, который видел, как в крематории горит тело Маяковского (он был членом комиссии по похоронам), который разговаривал со Сталиным и рисовал его на Нюрнбергском процессе. Сидит перед тобой дедушка, ему 107 лет (а умер он в 108) и рассказывает запоминающиеся истории.

Какой вывод ты делаешь из этого интервью? Вывод главный: оказывается, можно жить до 107 лет, сохраняя полную мозговую активность, ходить своими ногами. Это вдохновляет и впечатляет. Это значит, что у человека есть ресурсы. И при необходимом стечении обстоятельств любой из нас может прожить столько же.

О деньгах, которые предлагали Гордону за интервью с политиком

5 тысяч долларов за интервью с кандидатом я бы посчитал для себя оскорбительным (такую сумму, как пример, озвучил ведущий, – прим. авт.). Нам предлагали и 30 тысяч долларов, и 50 тысяч. Но мы на это не идем, потому что так можно разрушить репутацию. Репутация стоит дороже.

О лысине

*ответ на вопрос от члена международного клуба лысых мужчин

Лысина мне не мешает – это точно. Как она появилась? В молодости у меня были очень красивые волосы. Я служил в армии, в ракетных войсках, был на полигоне Капустин Яр. Там я получил какую-то дозу радиации, а когда вернулся из армии – волосы начали выпадать. Сначала я из-за этого страдал. Потому что сначала же волосы были, но потом их становилось все меньше и меньше. В 1997 году мой друг Александр Розембаум сказал мне следующее: «Лысый мужской череп всегда красив. Это мне моя бабушка сказала. Поэтому постригись, не комплексуй и будет отлично!». Я его тогда послушал и радуюсь до сих пор. Считаю, что мне так идет.

О развитии культуры

С одной стороны, я понимаю, что культура у нас развивается. Но, с другой, когда вижу запущенные залы театров, клубов и концертных залов, понимаю, что государство вообще плюнуло на культуру.

Конечно, это забота государства. Конечно, государство должно финансировать культуру. Я езжу по самым, казалось, лучшим залам страны и провожу свои творческие вечера. Стыд и позор. В туалетах нет туалетной бумаги, все разобрано, разбито, как после немцев. Так не должно быть. Но происходит так не только потому, что государство недостаточно выделяет денег на культуру, это происходит потому, что те, кто призваны руководить, крадут выделяемые им деньги. Не представляю, чтобы я был директором зала, и у меня в туалетах не было туалетной бумаги. Для меня зал начинается не с вешалки, а с туалета. Разруха – в головах, и это не я сказал.

О том, как правильно общаться с людьми

Во-первых, когда ты общаешься с человеком, меньше говори сам, больше слушай. Это мое правило. Не он же ко мне пришел за интервью. Хотя есть журналисты, которые считают своим долгом [во время интервью] столько сказать. Им кажется, что вокруг них крутится вселенная. Я к себе отношусь намного скромнее. Если я пришел к человеку за интервью, буду его слушать.

Во-вторых, человек, к которому я прихожу, мне интересен априори. И многие поэтому и так откровенничают со мной (как они мне потом признаются), потому что видят в моих глазах любопытство, неподдельный интерес к ним. Когда человек видит в глазах своего собеседника любопытство относительно своей персоны, он начинает с тобой разговаривать иначе.

В-третьих, я всегда смотрю человеку прямо в глаза и не прячу взгляд.

В-четвертых, я задаю вопросы, которые мне интересы. Исхожу из того, что раз они будут интересны мне, значит будут интересны и зрителям, и читателям.

О развитии туризма в Запорожье

Город Запорожье у меня ассоциируется с островом Хортицей, с живописными местами. Но я считаю, что вы не используете те уникальные шансы, которые есть. В каждом городе нужно создать нечто такое, что станет его жемчужиной. Кернес создал же в Харькове парк имени Горького. Шикарный парк, в который ездят люди, я тоже ездил. Это же чудо, а не парк, настоящая Европа. Мы много говорим о Европе, но мало ее видим. Создайте у себя лучший в стране зоопарк, создайте, я не знаю, шедевральное архитектурное произведение. Чтобы все говорили о нем, как говорят о парке в Харькове. Надо работать, просто надо работать.

О Мелитополе

Я однажды был в Мелитополе в 1993-м году, проездом по дороге из Симферополя в Киев. Мелитополь мне запомнился прекрасной черешней, вкуснее которой я в жизни не ел. Поэтому во время сбора урожая, нужно будет туда подъехать (смеется, – прим. авт.).

О ненависти к властям

*отвечая на вопрос о «евробляхах»

Не люблю разговаривать с представителями власти по той причине, что я их всех ненавижу. Это я везде публично говорю. Они кроме себя никого не любят.

Даже скажу вам больше. В прошлый четверг на дне рождения одного общего знакомого, ко мне подошел президент и спросил: «За что ты нас всех так ненавидишь?». За то и ненавижу, – ответил ему, – всех, без исключения.

О счастье

Я – безмерно счастливый человек. Со всеми составляющими, к счастью, у меня порядок. У меня очень хорошая семья, любимое дело, которым я занимаюсь с душой, у меня прекрасные друзья, есть достаток.

Мое счастье омрачает только состояние дел в стране. Мечтаю о том, о чем мечтает любой из собравшихся здесь. О мире. Если будет мир, все остальное будет. Но пока о мире мы можем только мечтать.

Текст и фото – Андрей Вавилов

Запорожье гордон журналист лекция форум туризм