На этой неделе состоялась настоящая дипломатическая сенсация. Президент России Владимир Путин неожиданно заявил о согласии России на размещение миротворцев на Донбассе ООН.
При этом Путин обусловил появление миротворцев двумя важными условиями. «Голубые каски» должны находиться исключительно на линии разграничения между ВСУ и боевиками ОРДЛО.
И решение о введении миротворцев не может быть принято «без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик «ДНР» и «ЛНР».
Комментируя заявление Путина, в Госдуме России заявили, что поскольку Россия «не участница конфликта», то значит, что и российские войска идеально подойдут на роль «голубых касок» на Донбассе.
Россия идет на уступки, или Почему не нужно пугаться путинских "хотелок"
Некоторые украинские эксперты пришли сразу в ужас от требований Путина, не обратив внимания на главное, на кардинальное изменение, пока, безусловно, только словесное, в политике России по отношению к оккупированной части Донбасса.
Напомним, что на самом деле идея о появлении вооруженной миссии миротворцев ООН на Донбассе принадлежит Киеву. «Для обеспечения устойчивого режима деэскалации мы должны ввести миротворцев. На первом этапе миротворцы должны обеспечить свои функции на линии соприкосновения, а через несколько недель – обеспечивать деэскалацию вдоль линии государственной границы Украины», – заявил Порошенко на заседании СНБО еще в 2015 году.
А в августе этого года Петр Порошенко анонсировал, что уже официально обратится с просьбой к ООН о введении миротворцев на Генеральной ассамблее, которая начнется 12 сентября.
Выступая 7 сентября в Верховной Раде, президент отметил, что требования России неприемлемы. Миротворческая миссия ООН должна быть размещена на всей территории ОРДЛО, а также на границе с Россией.
Порошенко пояснил, что принципы миротворческих миссий ООН исключают «участие в ней представителей страны-агрессора или сторон конфликта». «Никакого согласования с российскими боевиками параметров участия будущей миссии ООН идти не может», — подчеркнул он.
Важно также, что США, Германия, Франция и Польша в своих заявлениях поддержали позицию Украины, отметив необходимость размещения миссии на всей территории ОРДЛО и на границе.
Отметим и комментарий бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта.
"Без сомнения, версия миротворческой миссии, которую предлагает Путин, – это провальный вариант. Он хочет размещения легких сил вдоль линии соприкосновения между его сепаратистскими силами и остальной Украиной. Это выставляет конфликт внутренним украинским делом, предоставляя прикрытие российским силам, которые там находятся, и контролю РФ над межгосударственной границей", – говорит Бильдт.
По мнению экс-министра, "даже Китай на это не поведется. В нынешнем Совете безопасности, возможно, Боливия поддержала бы план Путина, но больше никто".
Россия и сама прекрасно понимает, что переодеть в «голубые каски» оккупантов Донбасса в Совбезе ООН им никто не позволит. Скорее перед нами пример классической традиции российской дипломатии — перед началом переговоров запросить нереальный максимум, чтобы в ходе переговоров выйти на приемлемые уступки.
Так, например, Сталин при создании ООН захотел, чтобы все 15 советских республик получили права голоса. Чем привел в состояние шока и Рузвельта, и Черчилля. После чего США и Великобритания не сильно сопротивлялись, когда вместо 15 голосов СССР получил три — так УССР и БССР стали странами-основателями ООН.
Характерно, что известный кремлевский инсайдер, главред радиостанции «Эхо Москвы» Венедиктов попытался заранее отмазать президента России от авторства идеи с миротворцами. «История с миротворцами ООН на Донбассе не такая простая. Еще в августе 2017 года, несмотря на предложения Германии и США, Путин категорически отвергал такую возможность. Однако Лавров, понимая, что с этой позиции западные страны не слезут, предложил иезуитский маневр — перехватить инициативу по миротворцам и внести проект резолюции в СБ ООН, но вывернуть их предложение наизнанку с тем, чтобы Украина стала яростно возражать. Миротворцев разместить не по госгранице между РФ и Украиной, а по линии разграничения между сепаратистами и Киевом. В результате предложение Запада окажется «разминированным», Украина в дураках, а Россия вывернется из неудобной позиции. Путин неохотно согласился. Так и случилось. Будем наблюдать», – написал Венедиктов.
Однако, если бы действительно речь шла о том, что «Путин всех переиграл», то вряд ли нужно было бы сообщать о том, что идея принадлежит Лаврову. А вот если миротворцы появятся в итоге и на границе, то провал России удобно будет списать на «печальную лошадь».
Попытка гибридной капитуляции, или Тактика по затягиванию времени
Резкое изменение российской позиции по миротворцам – это первая попытка Кремля начать проговаривать слив донбасских «республик», но так, чтобы сохранить свое гибридное достоинство.
Связано это с тем, что если ничего в поведении России не изменится, то 1 марта 2017 года все активы путинской верхушки в США будут арестованы и конфискованы. Цена вопроса, по оценкам некоторых экспертов, составляет сотни миллиардов долларов. Не для того кооператив «Озеро» денно и ночно без устали грабил Россию, чтобы оказаться на выходе с пустыми карманами.
Российский политолог Андрей Пионтковский отметил: «Все, что сейчас происходит между Россией и США, нужно рассматривать в контексте 180-дневного ультиматума. В том числе и недавнюю инициативу Путина о миротворческих силах. Он как бы идет навстречу инициативе Порошенко, пытаясь показать свой конструктив. Но, как известно, дьявол в деталях. Масса вещей, заложенная в формулировках Путина, которые делают хорошую идею миротворческих сил на линии разделения огня, чтобы там перестали убивать друг друга, она обложена такими условиями, что это видение не будет приемлемо ни для украинского руководства, ни для мирового сообщества».
Отметим, что бывший «министр обороны ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков) сразу увидел в инициативе Путина предтечу знаменитых Дейтонских соглашений, которые позволили освободить оккупированными сербами части Хорватии и Боснии.
По мнению Стрелкова, после введения миротворцев боевиков ОРДЛО ожидает крах и, вероятно, на Донбассе будет реализован хорватский сценарий.
У России остается два выхода: жестко стоять на своих позициях и в итоге дождаться нового витка санкций. Либо сделать лицо попроще и согласиться на условия Украины и ее западных союзников. От Путина можно ждать всего, но чтобы там ни говорили о самовластии российских царей, без поддержки элит, у них почему-то резко повышается смертность. Доказано, как императором Павлом, так и генсеком Сталиным.
Вместо послесловия
Однако, как бы не продвигались переговоры о размещении миротворческой миссии, вряд ли она появится на Донбассе раньше марта 2018 года, то есть завершения президентской кампании в России. В идеале Путин мог бы постараться отодвинуть появление «голубых касок» в ОРДЛО еще на год, до 2019 года — завершения президентской кампании в Украине.
Ведь после размещения «голубых касок», пугать Украину очередным походом на Киев-Варшаву – Рейкьявик не получится даже у такого "непревзойденного полководца", как главарь «ДНР» Захарченко.
Но с каждым прошедшим месяцем России все труднее будет делать ставку на гибридную войну в Украине и Сирии и сохранять при это социально-экономическую стабильность внутри страны.
Так по данным российского "Коммерсанта" в бюджете России на 2018 году зияет дыра в 1,8 триллионов рублей. В отличие от 2017 года покрыть недостачу за счет Резервного фонда не будет возможности, в связи с полным израсходованием средств.
Так что вполне возможно, Путину в 2018 году придется согласиться на размещение, например, 25-тысячного индийско-аргентинского контингента ООН на Донбассе. Но как только нога «миротворца» станет на украино-российской границе — вопрос деоккупации Донбасса станет делом времени. Так что украинцам не стоит так уж бояться Путина в «голубой каске», а вот российским наемникам и украинским коллаборантам уже можно начинать изучать цены на недвижимость где-нибудь в Ростове.