Эта история о мальчике из Запорожья, который очень хотел работать на радио. Так сильно, что уже в 14 лет вышел в эфир. Этого мальчика звали Саша Дымов. Сейчас ему 30 лет, он работает в Киеве ведущим на радио “NRJ” и в этом году стал главным диджеем “Евровидения”.
Александр, теперь уже известный как Sanya Dymov, рассказал 061 о том, как его детская мечта превратилась в реальность.
Еще в первых классах школы я начал представлять себя ведущим на радио. Слушал эфиры, анализировал их, устраивал дома радиопредставления. А потом узнал, что в Запорожье есть студия, где школьники делают программу на радио. Конечно, я загорелся желанием туда попасть. Тогда мне было 11 или 12 лет.
На студии меня обучали технике речи, правильному дыханию, азам журналистики. Эта студия работает до сих пор. Я везде стараюсь о ней упоминать, потому что она дала мне большой толчок для старта. Я там начал монтировать программы как звукорежиссер, но желание стать ведущим не оставляло.
Алена Кравченко, которая занималась там вопросами дикции, как-то мне сказала: "Дымов, ты должен быть ведущим. Я не знаю как, но мы будем над этим работать". Она заставляла меня много-много читать вслух.
Потом у меня с возрастом “поломался” голос, и мне сказали: "Как ты будешь звучать в детской программе? Тебе уже можно идти рекламировать алкогольные напитки и сигареты".
Вот так жестко мне намекнули, что пора бы задуматься о дальнейшем развитии. Так родился первый проект – радиопрограмма, которую мне предложила записать хорошая знакомая из кружка. Она связывалась с радиостанциями и предлагала нашу программу, а творческую часть взял на себя я.
Это была примитивная программа об артистах, что-то из разряда "вот такая биография, давайте послушаем их песни". Но мы были молодые и зеленые, нам было реально интересно этим заниматься.
Сначала мы пошли на радио "Заря FM", где нам сразу сказали: "Если у вашей программы будет спонсор, тогда мы ее поставим в эфир". Мы долго сражались, но у нас ничего не вышло.
Странно, когда мальчику 12 лет, а он приходит на большой пивзавод "Славутич", и просит стать спонсором его радиопередачи.
Потом три месяца мы вели программу на радио "Universe". Я вот сейчас сижу и не представляю, что думали главные редакторы, когда перед ними сидел ребенок – но с большим потенциалом и желанием работать на радио.
Мне 15 лет, у меня на носу 9 класс. Коллега подкинула идею пойти на областную радиостанцию. На тот момент там играло рок-радио "Запоріжжя FM".
Я туда целый час не мог зайти, так волновался.
Наконец захожу и говорю: "Я хочу у вас работать. Не знаю, как, но давайте что-то придумаем". Понятно, что посмотрели на меня странно: "Вы такой молодой, мы не можем вам предложить работу. Это работа с техникой, это ж госструктура". Там это намного сложнее, надо было подписывать технические бумажки для сохранности аппаратуры, большая ответственность. Я оставил кассеты с программами и говорю: "Ну, послушайте, пожалуйста! У меня есть программы, которые уже выходили в эфир".
Целую неделю я добивался того, чтобы они послушали мои программы, но у них все не было на это времени. А потом в один прекрасный момент звонит главред: "Сашко, я все послухала. Швидше приходьте до мене, будемо придумувати якусь вам програму". Я не поверил своим ушам (смеется, – 061). Тогда я начал полноценно работать на областном радио – признаюсь честно, это было незаконно, потому что в студии должен был быть совершеннолетний человек, чтобы я мог находиться с аппаратурой. Тогда же компьютера не было, то есть мы ставили песни с дисков, мини-дисков – это была совершенно другая культура радиовещания.
Я был самый молодой на этой радиостанции.
Я был самым молодым практически на всех своих работах, не считая последних восьми лет.
Как-то ребята на "Запоріжжя FM" захотели попробовать устроиться в Киеве. И предложили мне поехать с ними за компанию, пока они будут ходить по кастингам. Я человек-оторва, думаю, почему бы не поехать? Тогда я полюбил Киев, я понял, что это другой уровень, есть чем заняться, куда пойти и где себя найти. Мне тогда на одной из станций сказали: "Если бы вам было 18, мы бы с удовольствием что-то с вами придумали. С ними (другими ведущими, – 061) нет, а с вами да".
Мы вернулись в Запорожье, продолжали свое дело, пока начальство не решило переформатировать станцию: "Как это может быть, что на государственном радио звучит дичайший рок типа "Cradle of Filth?!".
После этого я работал на радио “Ностальжи”. Тогда моя хорошая подруга сказала: "Дымов, вот что ты сидишь в Запорожье? Давай, вали отсюда, делать тебе тут нечего – переезжай в Киев". Эта идея мне понравилась, я начал отправлять резюме, параллельно участвовать в кастингах. По 2-3 раза в неделю ездил в Киев ради того, чтоб меня там послушали. Было на самом деле сложно. На работе я не признавался, что езжу в Киев, поэтому надо было постоянно отпрашиваться и что-то придумывать.
Я так жил где-то полгода. А потом мне просто позвонили и пригласили работать на "Стильное радио".
Говорят: “Собеседования не нужно. Мы о вас и так знаем. Сколько вам нужно дней, чтобы переехать в Киев?”.
Я был в шоке. Сейчас я уверен, что когда стучишь в двери, то рано или поздно тебе откроют.
Так и началась моя киевская жизнь. Конечно, сначала было сложно, потому что я начинал с нуля в чужом городе и параллельно учился на журфаке в Запорожье. С тех пор прошло 11 лет. За это время я успел поработать на "Стильном радио", на радио "Шарманка" и даже был у истоков “DJ FM”.
В какой-то момент мне начали звонить и предлагать выступить в клубе. Все знали, что я не умел сводить треки, не умел обращаться с диджейской аппаратурой. Думали, раз я работаю на клубной радиостанции, то умею диджеить. Раз уж приглашали, то решил этому научиться и прошел 6 уроков в школе диджеинга. Мы выучили ровно столько, чтобы я мог играть одну программу.
Через месяц меня пригласили еще в один клуб, потом в еще один – и так я три или четыре вечеринки работал с одними и теми же треками, которые выучил в этой школе.
А потом в какой-то момент я просто научился слушать музыку.
Через полгода появилась искренность, которую почувствовала аудитория, и количество выступлений как диджея стало большое.
Я пытался все совмещать: ночью ты возвращаешься с вечеринки, утром у тебя съемка, после съемки ты едешь на радио… Иногда попадал на работу сразу с поезда. Дальше была работа на “Kiss FM”. Благодаря ней обо мне узнало еще больше людей. Но каждые пятницу, субботу, воскресенье надо было куда-то ехать выступать. Я ехал в Коблево, потом сразу в Скадовск, со Скадовска в Херсон, с Херсона в Одессу, в Запорожье, в Кирилловку… Целый день проводишь в автобусе.
Это было очень сложно: у тебя есть красивые фотографии в интернете, но ты недосыпаешь, недоедаешь – это на самом деле очень истощает.
К тому же, ты не имеешь права на ошибку – ты представляешь "Kiss FM". А ведь еще как-то надо заниматься своей жизнью, спортом. И в какой-то момент это количество занятости переросло в другую мою фазу: я понял, что, наверное, я добился для себя какого-то потолка.
У меня планы на самом деле не такие уж амбициозные, я не стремлюсь стать мегапопулярным ведущим или диджеем.
Однажды я просто устал. Жизнь стала похожей на конвейер.
Я поехал в отпуск и понял, что пора что-то менять. И видимо, кто-то меня услышал: мне предложили работать на “Europa Plus” (сейчас "NRJ", – 061). Я не раздумывая согласился, потому что мне дали возможность делать мое собственное танцевальное радиошоу. Там я работаю уже больше года и очень доволен.
Был диджеем на Чемпионате Украины по американскому футболу, Ukrainian Fashion Week, в прошлом году мы делали вечеринку на Одесском кинофестивале.
Апофеозом стало мое участие в Евровидении в этом году – это вообще самое крутое событие, которое со мной случилось за всю мою карьеру и, не побоюсь этого слова, за всю жизнь.
Когда меня пригласили поиграть на “Евровидении”, я вообще не верил до последнего и думал, что это какая-то шутка. Когда приехал, думал, что мне дадут место где-нибудь в уголке. А меня взяли и вывели прямо на главную сцену! Ноги тряслись, сердце колотилось, стою и не понимаю, что делать. Эмоции непередаваемые!
Каждый день в течение 6 дней “Евровидения” я играл перед началом вечернего концерта. Мне кажется, я справился на все 99% точно.
Думаю, что весь путь, который я прошел, стоил этого выступления.
Это сложно – осознавать, что твою музыку слышит весь мир. Мне кажется, осознание пришло только сейчас, потому что я пребывал под таким эмоциональным шоком, что я не мог поверить, что это происходит со мной.
Параллельно с основными концертами я был задействован и на закрытых мероприятиях – это вечеринки для делегаций из стран-участниц. Там были и артисты, и их гости, и зарубежные журналисты. Параллельно я освещал "Евровидение" на радио, надо было следить за пресс-конференциями, выходить в эфиры и рассказывать интересные подробности.
Тогда, в юности, пока у меня не было большого опыта, я соглашался многое делать бесплатно: писал материалы, вел эфиры, помогал организовывать и проводить мероприятия. Просто хотел получить опыт. И сегодня я учусь каждый день: я постоянно недоволен своими эфирами. Расти над собой нужно всегда, и никогда не зазнаваться.
Беседовала Екатерина Майборода,
фото со страницы Александра Дымова