На прошлых выходных в Запорожье на бизнес-завтраке «Утренний диалог» выступил основатель компании Star Media Влад Ряшин. В нашем городе он родился, закончил университет и начал карьеру на местном телевидении. После переезда в столицу Ряшин основывает собственную кампанию Star Media. Со своей большой командой запорожец занимается производством сериалов и другого телевизионного контента, который показывают по всему миру. 061 посетил встречу с Владом Ряшиным и записал самое интересное из сказанного.
О ненормальных людях
Когда сказали, что меня зовут на бизнес-завтрак, я сначала не поверил. Какой нормальный человек в субботу, 9:30 утра, пойдет на какой-то бизнес-завтрак не пойми с кем? Потом рассказали, что у меня в этот же день на 11 утра запланирована встреча со студентами журфака в национальном университете. Я тоже посмеялся, не поверил. Какие нормальные студенты пойдут в субботу, утром, после вечера пятницы на встречу с кем-то?
Когда я вижу вас, собравшихся здесь, и мне уже подтвердили встречу со студентам, понимаю, что, слава богу, ненормальные люди в Запорожье есть. Значит, в Запорожье все в порядке.
Я сам считаю себя ненормальным, собственно, по-моему, это и есть главный ключ к успеху. Шуточный ответ, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, остальное — правда.
Чтобы стать успешным, нужно быть максималистом. Четко понимать, чего хочешь. Работать над ошибками.
О переезде в Киев и своей карьере
Я недавно зашел в паб и встретил там моего приятеля Андрея Данилко (более известный, как Верка Сердючка, — прим. авт.), с которым не виделся, наверное, лет пять. Часто, встречаясь с ним, мы вспоминаем наше первое знакомство. Оно произошло в Запорожье, на фестивале “Море смеха”. Телекомпания “Хортица”, на которой я тогда работал, брала интервью у участников концерта.
В тот день я, начинающий журналист, взял интервью у молодого артиста харьковского театра — Андрея Данилко. После беседы я ему говорю: "Андрей, ты знаешь, это было мое первое серьезное интервью". А он ответил: "Ты знаешь, и у меня тоже".
Есть разные этапы, с чего-то нужно начинать. Рано или поздно ты либо принимаешь вызов и идешь дальше, либо нет. Все зависит от тебя. Мой близкий друг примерно в то же время, что и я, получил очень серьезное предложение, которое могло изменить его карьеру. Но он принял решение остаться в Запорожье. Его его выбор. Мы, кстати, вчера с ним встретились. Он счастлив по-своему, а я по-своему.
Будучи студентом, я начинал ди-джеем. В моей жизни случайно возникло телевидение и неслучайно появились музыкальные программы “Стратоскоп” и “Мелорама”. Когда я узнал, что запускается телеканал “Интер”, я приехал в Киев и показал им свою программу. После этого мы, четверо запорожцев, которые вместе работали, переехали в столицу. Так все и началось.
На канале я занимался не только своей программой, начал продюсировать различные проекты. В результате, в 2002 году, акционеры предложили мне пойти дальше — возглавить телекомпанию. Тогда мы делали телепрограммы “Шанс”, Ключевой момент”, “Игры патриотов”. Вы помните, мы создали новогодние мюзиклы. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Золушка”, “За двумя зайцами” с Пугачевой и Сердючкой, “Сорочинская ярмарка”. В последующем все они были проданы на Первый канал России. Удержать зрителя у телеэкрана в новогоднюю ночь — очень дорогого стоит. Тогда мы серьезно нацелились на сериальное производство. Уже понимали, что это будущее. И сейчас это образующий продукт в эфире всех каналов, а также диджитал-платформ.
Когда в 2006 году изменились акционеры канала, и мне не понравился их подход, мы ушли и создали компанию Star Media.
О работе на российском рынке и состоянии украинской ТВ- и киноиндустрии
Мы действительно продаем много русскоязычного продукта. Но это не значит, что мы делаем это на заказ России. Нет, мы производим продукт, который продаем на телеканалы и различные русскоязычные платформы: в России, в Америке, Италии, Германии. Мы продаем контент во все страны, которые готовы покупать.
Украинский рекламный рынок в долларовом эквиваленте равен половине от телевизионного рекламного рынка 2013 года. Раньше он составлял 600 миллионов долларов, а сейчас вдвое меньше. Даже в прайм-тайм (самое активное время просмотра ТВ, соответственно, наиболее высокооплачиваемое время для размещения рекламы, — прим. авт.) стоимость рекламного контакта шестерки самих популярных украинских телеканалов такова, что за счет рекламы, поставив в эфир часовую серию сериала, можно вернуть не более 15 тысяч долларов. За эти деньги качественную серию телепродукта не снимешь.
Именно поэтому закон о квотах, который приняли в Верховной Раде, должен сопровождаться законом о поддержке в сфере производства теле- и кинопродукта. Закон был принят, теперь важно, чтобы в бюджете на следующий год были заложены средства. Мы говорим о возвращении части затрат, если продукт снимался в Украине, и субсидиальной поддержке украиноязычной продукции. Самостоятельно каналы не смогут ее профинансировать – в отличие от русскоязычной ее нельзя продать в страны. Сейчас риски очень серьезные. Если власти не примут такую строку в бюджете, то это аукнется очень сильно.
Так сложилось исторически, что украинский телевизионный рынок был связан с российским. Украинский зритель привык к качественному телевизионному и сериальному продукту. Сейчас реально время риска для украинского производства. Рынок своей финансовой емкостью еще не позволяет финансировать качественный локальный продукт. В тоже время зритель привык к хорошему продукту и к определенной планке качества.
За последние три года мы видим, что зритель уходит из эфирных украинских телеканалов. В Украине рекордный рост интернет-смотрения связан именно с отсутствием в эфире качественного продукта.
Во всем мире, конечно, происходит некое перераспределение из обычного телевидения в интернет. Но это не более чем, новый вид дистрибуции продукт, новый вид доставки контента. Нужно отдать должное украинским каналам, которые сейчас делают все, что могут. Сейчас очень важно, чтобы государство нас поддержало. Чтобы заработал закон о поддержке кинематографии. Чтобы страна инвестировала в национальный продукт, чтобы пришли иностранные инвесторы. Это комплекс мероприятий понятен мне и другим телевизионным менеджерам, но, к сожалению, не всем понятен в правительстве, администрации президента, а тем более, по-моему, совсем никому не понятен в парламенте.
О первом англоязычном сериале
О наших проектах я могу говорить бесконечно. “Мата хари” — это первый англоязычный сериал Star Media. Мы сделали первый в истории украинского телевидения сериал на английском языке.
Нас достали кризисы, которые периодически проходят в Украине. Поэтому мы решили вырваться за периметр наших традиционных рынков — в англоязычные страны.
“Мата Хари” уже показали по “Интеру”, он выходит в прайм-тайме на одном из популярных эфирных каналов Словакии, уже показали в “Португалии”. Я знаю, что порядка 30 стран уже приобрели права на показ нашего сериала.
По этому проекту мы в большом минусе. Но как говорят моя друзья, “приобрели билет”. Сейчас крупные международные компании не просто встречаются с нами, чтобы продать очередной формат, они начали с нами разговаривать по-другому. Они увидели наш продакшн в действии, они поняли, что мы можем делать качественный продукт за не сравнимо меньшие деньги, чем в Европе и США.
Сейчас у нас на различных стадиях появились конкретные партнеры — 4 проекта на английском языке, надеюсь, что они будут показаны в Украине и будут иметь международную историю.
О постановке “Тато в павутинні”
Недавно в запорожском Театре юного зрителя состоялась премьера нового спектакля “Тато в павутинні”. В его создании приняли участие Влад Ряшин, а также другие запорожцы — его коллеги по цеху.
Весной я встретился с Юрием Артеменко. Это бывший главный редактор газеты “Комсомолець Запоріжжя”, уже известной как “МИГ”, сейчас глава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Он меня спросил, как давно я что-то делал для Запорожья, и предложил помочь Театру юного зрителя. ТЮЗ прислал Star Media несколько пьес на выбор, я выбрал “Тато в павутинні” — это жизненная и философская комедия, есть над чем подумать.
Затем подтянулись другие запорожцы. Валентин Коваль, который в свое время переехал со мной в Киев, а потом сделал каналы “М1” и “М2”, сделал видеоролик, в котором Вова Зеленский, Настя Каменских, Потап и Тина Кароль приглашают запорожцев на премьеру. Мне позвонил Женя Черняк, и сказал, что тоже чем-то поможет. Так запорожская диаспора чуть-чуть помогла запорожскому театру. Но мы не сделали что-то космическое.
Мы никогда не скрывали и очень гордимся, что родом из Запорожья.
Текст — Андрей Вавилов, фото — Виталий Чужиков