«Убийство», а затем неожиданное «воскрешение» российского журналиста Аркадия Бабченко стало главным событием недели не только в Украине, но и за ее пределами.
Инсценировка смерти известного журналиста вызвала противоречивые отклики, как в Украине, так и за рубежом. Попробуем без излишних эмоций разобраться в этом невероятно закрученном детективе, в котором на кон были поставлены десятки жизней известных в Украине людей и репутация украинских правоохранителей.
Имитация смерти — разве так можно?
Напомним пунктирно общую канву событий. Вечером, 29 мая, стало известно о якобы убийстве российского журналиста Аркадия Бабченко на пороге его квартиры в Киеве.
А уже через 20 часов глава СБУ Василий Грицак заявил, что Бабченко жив: спецслужба инсценировала его «убийство», чтобы предупредить настоящее престпление и задержать заказчика.
Не успел Бабченко насладиться эффектом Тома Сойера и прочитать сотни проникновенных пронзительных некрологов, как тут же получил упреки не только в бездушности к своим многочисленным почитателям, но и в подрыве доверия к журналистике.
Глава организации «Репортеры без границ» Кристоф Делуар считает, что «решение украинской полиции поиграть с правдой убого и досадно, каков бы ни был ее мотив…». По мнению еще одного британского журналиста Оливера Кэрролла, случившееся ставит под вопрос доверие к Украине. «В конце концов, это страна, которая утверждала, что она более правдива, чем ее восточный сосед», – отмечает он. А теперь, по его мнению, журналисты перестанут всерьез воспринимать официальные заявления украинских властей.
Тем не менее, практика исценировки стара как мир, и задумка Шерлока Холмса, исценировавшего собственную гибель после схватки с профессором Мориарти на Рейхенбахском водопаде давно вошла в практику большинства спецслужб.
Кстати, она особенно часто применяется в Российской Федерации, чьи официальные представители вначале лили «крокодиловы слезы» о «смерти» одного из самых ярких антипутинских журналистов, а потом принялись дружно осуждать Бабченко за «воскрешение из «мертвых».
Наиболее известной стала история инсценировки убийства в 2000 году криминального российского авторитета Вилора Струганова (Паши Цветомузыки), в результате которой «крестный отец» Красноярска Анатолий Быков оказался в тюрьме «Лефортово».
В 1982 году французская разведка инсценировала убийство румынского писателя Вирджила Тэнасе и держала это в секрете три месяца, чтобы предупредить покушение на его жизнь и доказать, что заказчиком убийства был режим Чаушеску. Это операция до сих пор считается одной из самых успешных в истории французской разведки.
Отметим, что в Украине имитация убийства предусмотрена статьей 271 УПК Украины «Контроль за совершением преступления». "Контроль за совершением преступления может осуществляться в случаях наличия достаточных оснований полагать, что готовится совершение или совершается тяжкое или особо тяжкое преступление, и проводится в следующих формах: … 4) имитация обстановки преступления».
Уточним, что эта статья использовалась в Украине более 30 раз за последние три года.
Организатор убийства или «агент СБУ»
Новые подробности о подготовке операции по убийству Бабченко поступают буквально ежечасно.
Согласно последним официальным данным правоохранителей, произошло буквально следующее.
Убийство Аркадия Бабченко, который вынужден был покинуть Россиию, опасаясь за свою жизнь, еще год назад и в последние месяцы проживал в Киеве, было заказано бывшему АТОшнику Алексею Цимбалюку.
Цимбалюк – личность весьма колоритная: активист «Правого сектора», ветеран АТО.
А до войны на Донбассе Цимбалюк был священником (иеродиаконом) церкви УПЦ МП. Можно только представить, если бы замысел по ликвидации Бабченко удался, а «киллер» был пойман уже после выполнения заказа, какой бы это имело резонанс. Российского журналиста в Киеве убивает злобный правосек, а к тому же еще и «раскольник». Так сказать, одним выстрелом вместе с Бабченко в Кремле бы убивали сразу несколько идеологических зайцев.
Но, к счастью, для Бабченко и Украины, Цимбалюк, получив заказ, сразу поспешил в СБУ и стал участником оперативной комбинации, приведший к исценировке. В качестве задатка Цымбалюк получил от заказчика 15 тысяч долларов, еще столько же он должен был получить от организатора после выполнения «заказа».
Заказчиком, или организатором, убийства, которого СБУ задержало на следующий день после исценировки, оказался некто Борис Герман.
Бизнесмен Борис Герман. Фото: Volodymyr Hontar / REUTERS
Господин Герман – также весьма колоритный персонаж: адвокат, предприниматель, исполнительный директор украинско-германского совместного предприятия "Шмайсер".
В свое время был помощником нардепа-социалиста Михаила Гончарова и «регионала» Игоря Плохого.
В 2016 году полиция обвиняла Германа в незаконном обращении с оружием. Неустановленные лица по почте присылали бизнесмену десятки коробок с патронами и прицел для гранатомета АГС 17.
Также Германа подозревают в подделке документов. Согласно фабуле постановления суда, Герман незаконно исключил из числа участников предприятия "Шмайсер" одного из собственников, который владел 40% уставного капитала общества, в пользу другого совладельца.
Вот что об подготовке убийства заявил сам Герман во время заседания в Шевченковском суде. «Ко мне обратился очень давний мой знакомый, который сейчас живет в Москве. Во время общения выяснилось, что он занимается в фонде Путина именно организацией беспорядков в Украине», – сказал он.
Позже Герман уточнил, что это гражданин Украины и эту информацию он передал украинской контрразведке, с которой сотрудничал чуть ли не самого начала. Правда, почему-то Герман не знал, что в Украине контразведкой занимается департамент СБУ, а не ГРУ Министерства обороны, которое ловит шпионов только в своих рядах.
«Его имя Вячеслав Пивоварник. Он отвечает в фонде Путина, в частном фонде, за организацию террористических актов и государственного военного переворота на следующих выборах президента, конкретно отвечает за всю Украину. Вот и все", – заявил Герман.
Как выяснили российские СМИ, в 2012-2016 годах Вячеслав Пивоварник был гендиректором украинского ООО «Рускон-Украина».
Владельцем ООО значится иностранная компания «Енерви трейд сервисиз ЛТД». В реестре британских компаний есть компания NRV TRADE SERVICES LTD., директором которой указан Борис Герман. Владелец российского «Рускона» — бывший депутат Госдумы Сергей Шишкарев. Российское издание "РБК" называло его соратником, а издание The Insider — «близким другом» экс-вице-премьера Дмитрия Рогозина.
В итоге суд арестовал Германа на 2 месяца.
«Список» Бабченко
Первоначально генеральный прокурор Юрий Луценко говорил, что следствие получило список из 30 человек, которых планировали убить российские спецслужбы.
Чуть позже он рашсирился до 47. «Мы не получили информации от организатора, но получили благодаря спецоперации возможность новой информации от его окружения. И вчера вечером, между 9 и 10 вечера, я получил информацию – у нас в руках есть список. У нас есть список из 47 человек, которые организатор предоставил третьему лицу, и в результате спецоперации мы смогли его идентифицировать и извлечь», – рассказал Луценко.
По его словам, большинство людей в нем – журналисты. «Большинство этих людей – это журналисты Украины, а также журналисты, которые уехали из России. Большинство из этих лиц журналисты, но не только они», – отметил Луценко.
Адвокат организатора покушения на Бабченко сообщил, что в списке среди приговоренных значились, в том числе, одесский активист Тодор Пановский и ФСБшник-перебежчик Илья Богданов.
Также в этот список входили известные российские журналисты Евгений Киселев и Матвей Ганапольский.
По словам Юрия Луценко, всем, оказавшимся в списке, будет предоставлена государственная охрана.
Пять версий «убийства» Бабченко
Итак, первая версия официальная — наши спецслужбы смогли задержать реального организатора покушения на Аркадия Бабченко и с помощью спецоперации зафиксировать его связи с Россией. Была спасена жизнь известного журналиста и многих других известных людей. И в печальный список российского террора в Украине, в котором уже есть Павел Шеремет, Денис Вороненков, Темур Махаури, Максим Шаповал, Амина Окуева, не добавилась еще одна фамилия.
Также был предотвращен серьезный политической кризис в стране накануне выборов и попытка продемонстрировать миру беспомощность украинских спецслуб и обвинить главу государства в невозможности защитить право на свободу слова в стране.
Если бы убийства продолжились, а в списке были весьма известные журналисты – это имело бы катастрофические последствия для Порошенко, и как минимум исключило его из числа реальных претендентов на победу в выборах в 2019 году.
Версия адвоката Евгения Солодко. Все так, как и в официальной версии, за исключением одного: Герман – не организатор убийства, а украинский герой, который давно сотрудничает то ли СБУ, то ли с «военной контрhазведкой».
Минусы версии — Герман не знает, что контрразведкой у нас занимается СБУ и нет официально оформленного документа о сотрудничестве. Если бы Герман с самого начала сотрудничал с СБУ, он бы не сказал фразу: «Я знал, что киллер побежит в СБУ».
Отметим, что Солодко – известный адвокат. Среди его клиентов бывший регионал Александр Ефремов и обвиняемый в убийстве журналиста Вячеслава Веремия Юрий Крысин.
Третья версия — пиар Порошенко. Все это затеяно, чтобы поднять пошатнувшийся рейтинг президента. Однако в таком случае на суде искусственно сотканная схема быстро развалится. И вместо грандиозного пиара, будет грандиозный скандал. А когда в операции участвуют столько людей, то риск того, что задуманный спектакль станет достоянием общественности, огромен. Даже ярые противники Петра Порошенко не считают его полным идиотом. Глава государства играм в Чапаева все же предпочитает шахматы и в состоянии просчитать ситуацию на пару ходов вперед. Выиграть полпроцента рейтинга или потерять все. Начинать партию с такими высокими шансами на провал, президент Украины вряд ли бы стал.
Четвертая версия — президента подставило СБУ. Спецслужбы попытались таким образом убрать Германа, который замешан в корпоративном конфликте — выполняя заказ его оппонентов. Но это все равно, что из атомной пушки стрелять по воробьям. У СБУ есть миллион способов решать такие вопросы гораздо проще. Тем более понятно было с самого начала, что судебное расследование такого события будет в фокусе общественного внимания. Тут перспектива, вместо орденов, получить досрочную отставку и уголовные сроки также намного выше.
Пятая версия — след Рогозина и несогласовка работы двух разных отделов СБУ. По мнению известного блогера Ивана Яковины, бывший вице-премьер РФ и нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, чувствуя, что под ним шатается кресло, решил после дела Скрипалей засветиться в выгодном свете перед Путиным.
«У Рогозина есть близкий друг Сергей Шишкарев. Он владелец компании "Рускон", занимающейся контейнерными перевозками. У этой компании украинское СП – фирма "Рускон-Украина". Ее гендиректором до недавних пор был некто Вячеслав Пивоварник. А гендиректором офшорной компании, владеющей "Рускон-Украина" числится Борис Герман! Это тот самый человек из "Шмайсера", которого сейчас арестовали на два месяца по подозрению в организации покушения на Бабченко», – пишет Яковина.
Дальше, по его версии, дело могло быть так: «Пивоварник звонит в Киев Герману узнать, насколько реально "за пятьдесят килобаксов" найти кого-то, кто грохнет Бабченко. Герман, у которого огромные проблемы в бизнесе с правоохранительными органами, партнерами и не пойми с кем еще, сначала удивляется, а потом понимает, что это его шанс. Он приходит к своим знакомым в СБУ и говорит, что его тут пытаются завербовать для убийства. Что, типа, делать?» – пишет блогер.
Дальнейший расклад, по версии Яковины, должен был выглядить так: «Отслеживай потоки, деньги себе заберем, найми в киллеры какого-то лоха, а его арестуем, когда он пойдет на дело. Мы – при бабле, Россия – организатор убийства, а киллер – в тюрьме! Нас еще и наградят после этого».
Ну а дальше: «Нашли странноватого типа – попа-расстригу, служившего в АТО. Дали ему задаток. Все, вроде, шло нормально. Но Аристарх оказался не таким уж и дураком – сам пришел в СБУ, в какой-то другой отдел»…
Все это выглядит, как плохо написанный шпионский роман, но не будем исключать и такой вариант. В сухом отстатке — заказ на убийство Бабченко пришел из России, но не от спецслужб. Эта версия объясняет во многом нелепость ситуации, но вряд ли защищает честь мундира СБУ, в котором правая рука не ведает, что творит левая.
Верю не верю, или Украинский символ веры
Как бы ни закончилось расследование дела Бабченко, — сегодня смело можно утверждать, что на четвертый год войны украинское общество разучилось мыслить рационально, основывая свои умозаключения не на на домыслах, а на фактах.
Грустно выглядят заявления некоторых лидеров украинской оппозиции, которые комментируя "убийство", а потом "воскрешение" Бабченко, переобулись, что называется, на лету.
Им не важно, жив ли Бабченко или нет, а главное – укусить власть побольнее.
И если после первого шока звучало – "как так можно, наше СБУ не может никого защитить". То после «воскрешения» Аркадия последовало обратное — "как можно обманывать общество — мы теперь не будем вам верить". Впрочем, пишут это люди, которые давно не верят не только словам своих политических конкурентов, они даже в собственные слова уже давно не верят.
Возможно, уже скоро скептики, как это было в истории с Савченко, будут посрамлены. Во время судебного разбирательства мы увидим неопровержимые доказательства, подтверждающие официальную версию.
А пока общество воспринимает исценировку убийства Бабченко как религиозный человек символ веры — в зависимости от личных или политических симпатий либо антипатий.
Безусловно, что у истоков украинского неверия к власти и правоохранительным органам есть своя длинная история разочарований. Но когда общество сознательно использует презумпцию виновности к тем, кто наверху — это самоубийственная тенденция для воюющей страны.
Возможно, когда-нибудь неспособность соотечественников видеть реальность только такой, какой им проще – назовут эффектом Бабченко. Удастся его побороть, и мы научимся хвалить и ругать наши спецслужбы и власть, исходя из фактов, а значит, видеть общую картину событий в реальном свете, а не в лживой интерпретации «друзей Украины», как на Востоке, так и на Западе.
А отцу шести приемных детей Аркадию Бабченко остается только пожелать выполнить собственное обещание. «Хрен там. Не дождутся. Я обещал умереть в девяносто шесть лет, станцевав на могиле Путина и сделав селфи на Абрамсе на Тверской? Я постараюсь это сделать».
Роман Лазоренко