Авиапионерам было по 16-17 лет
Запорожье мог бы стать городом с которого началось отечественное авиастроение. И хотя сложилось иначе, история первого построенного аэроплана на Хортице действительно интересна. Известный экскурсовод Роман Акбаш на основе меннонитских заметок восстановил историю запуска, а также рассказал, кто стоял за аббревиатурой изобретателей «HUP»:
"Думаю, многим из вас известно, что первый в мире аэроплан, благодаря братьям Райт, взмыл в воздух в 1903 году. Первый самолет отечественной сборки, как считается, взлетел семь лет спустя – в 1910 году, в Киеве. А ведь могло бы считаться и иначе – звание Родины отечественного авиастроения могло достаться нашему родному городу.
Вполне вероятно, что первыми в тогдашней Российской империи сконструировали собственный аэроплан трое наших земляков – меннониты Корнелиус Гильдебранд, Петер Унрау и Гейнрих Пленерт. Петер и Гейнрих – ученики (стажеры), а Корнелиус – внук Корнелиуса Гильдебранда, основателя одного из первых промышленных предприятий на территории нашего края.
В 1860 году бывший часовщик из поселка Инзель Хортица (Остров Хортица) открыл в Хортице (ныне Верхняя Хортица) завод земледельческих орудий. Некоторые здания этого предприятия до сих пор можно увидеть на улице Героев 37-го батальона (экс-Шушенская, а при меннонитах – Новый ряд), GPS координаты 47.8641221, 35.0085243.
Именно на мощностях завода «Сыновья Гильдебранда и Присс» троица молодых ребят, увлеченная публикациями о братьях Райт, в 1907 году сконструировала свой первый самолет. Точнее, сначала был планер, «HUP» – аббревиатура из первых букв фамилий наших авиапионеров. Кстати, всем им тогда было по 16-17 лет!
Планер на лыжах разгоняли лошади, после чего он таки действительно парил в небе. Дальше больше – хортицкие авиаконструкторы решили создать настоящий аэроплан. 4-цилиндровый авиадвигатель был вручную собран на заводе Гильдебранда, фюзеляж и крылья также были местного производства – скорее всего сделанные в Шенвизе (ныне Коммунарский район Запорожья, завод «Автозаза»). Только одна деталь была импортной – пропеллер, который привезли из Германии. А вот на шасси парням и вовсе не хватило денег – решили вновь запускать самолет на лыжах с помощью лошадей.
Запуск аэроплана «HUP II» состоялся в Хортице (Верхняя Хортица). К сожалению, нигде не удалось найти точную дату, более того есть разные данные и по годам – то ли в 1907-м, то ли в 1909-м. Интересная деталь – конструкторы боялись привлечь внимание к своему проекту, испытывать решили туманной ночью. Не все в консервативной меннонитской общине были в восторге от авиастроения.
Первым пилотом был выбран Гейнрих «Генри» Пленерт. К тройке конструкторов во время испытаний примкнул еще и младший брат Корнелиуса Гильдебранда – Петер, он должен был раскручивать пропеллер перед стартом.
Рев заведенного двигателя оказался слишком громким и напугал лошадей, которые были впряжены в аэроплан для его разгона. Животные слишком быстро понеслись, но самолет таки взлетел, после чего удалось обрубить и канат (или ремни), их связывавший. Увы, полет был очень недолгим. Подвела единственная импортная деталь – пропеллер. В воздухе лопасть развалилась и самолет упал. Благо, что набранная высота была еще небольшой и пилот отделался лишь ушибами. Причины повреждения пропеллер называют разные – то ли его повредил обрубанный канат, то ли камни, отлетавшие из-под копыт лошадей.
Судя по всему, больше авиастроением хортицкие ребята не занимались. Вероятно, им крепко перепало от родителей. Да и вскоре они отправились учиться в Германию – в университет Дармштата. Фюзеляж аэроплана долгое время пылился на хортицком заводе, брезентовую обшивку во время Первой мировой войны пустили на одежду (вероятно, военную форму).
А вот действительно отличный мотор еще не раз удивлял тогдашних жителей Хортицы и окрестностей – Унрау установил его на лодку и на этом моторном катере бороздил Днепр.
Накануне Первой мировой тройка наших героев вернулась на Родину. Гильдебранд работал на производстве боеприпасов в Александровске, Унрау и Пленерт служили в медицинских корпусах на Кавказе. После революционных и последовавших за ними событий (во время них погиб Петер – участник испытаний, раскручивавший пропеллер) судьба авиапионеров сложилась по разному.
В 20-е годы смог эмигрировать из Советского Союза только Генри Пленерт. Жил он в Рэббит Лейк, канадская провинция Саскачеван. Умер в Виннипеге в сентябре 1990 года. Корнелиусу Гильдебранду, как опытному специалисту, в эмиграции отказали. Впрочем, ему удалось добиться поездки в Берлин на операцию. Впрочем, опухоль головного мозга оборвала жизнь Корнеулиса еще до операции. Вероятно, это произошло в 1930 году.
Трагически оборвалась жизнь Петера Унрау. Он оставался предан своему увлечению – технике, конструированию. В качестве хобби проектировал моторные лодки, увлекался мотоциклами, продолжал разработки двигателей. В одном из номеров журнала «Mennonite Historian» утверждается. что за свою работу он даже был награжден советским правительством высочайшей наградой – орденом Ленина. Вероятно, он мог участвовать в создании первого отечественного трактора «Запорожец» (в Кичкасе) или первого советского комбайна на «Коммунаре». Тем более, что один из потомков Унрау вспоминает о «Коммунаре», как о последнем месте работы Петера. Будучи инженером этого завода Унрау был арестован и расстрелян в 1937 году… Вот такая история, собранная из нескольких заметок в различных меннонитских изданиях".
Читайте также:Исторический факт: в этот день открылось воздушное сообщение между Запорожьем и Днепром