ЛГБТ, люди с инвалидностью и модульный городок: в Запорожье прошла экскурсия “Автобус прав человека”, – ФОТОРЕПОРТАЖ

В Запорожье День прав человека отметили автобусной экскурсией по памятным местам дискриминации и достижений в сфере защиты. Среди остановок были модульный городок, монумент, посвященный людям с ВИЧ, отель “Театральный”, места нападения на правозащитные акции ЛГБТ-сообщества и организация, где помогают реализоваться людям с инвалидностью.
061 также побывал на этой экскурсии.
“Мы решили показать места в Запорожье, которые связаны с нарушением прав человека определенных дискриминируемых групп. Их будут представлять организации, которые занимаются правами этих сообществ. В далеком 1948 году после кровопролитной Второй мировой войны человечество решило впервые в мировой истории создать такой международный документ, который бы описывал и права человека, и почему их нужно соблюдать.С тех пор 10 декабря во всем мире отмечают День прав человека и проводят различные акции. В этом году мы решили выбрать формат автобусной экскурсии. Обычно, о правах человека в нашей стране, к сожалению, вспоминают только тогда, когда они уже нарушены. На экскурсии мы будем говорить не только о нарушениях прав человека, но и о случаях, когда они соблюдаются, когда страна делает некоторые шаги прогресса в этом направлении”, – объяснил директор благотворительного фонда «Гендер Зед» Ростислав Милевский.
ОСТАНОВКА №1 – площадь перед Запорожским горсоветом
“Откроет нашу локацию наш “друг” – Богдан, – начал экскурсию Ростислав Милевский. – Это обычный запорожец, работает на заводе. Единственная проблема в том, что у него в голове много стереотипов, которые привели к тому, что он пришел на мирную акцию и бросил в толпу петарду. В результате некоторые участники и участницы акции, а также один полицейский получили телесные повреждения”.

Судья Инна Крамаренко постановила назначить Богдану Завгороднему сумму штрафа вдвое больше, чем просил прокурор – 17 тысяч гривен. Мотивация такого решения в том, что Завгородний не извинился перед людьми, которые пострадали в результате его действий, а только признал вину перед законом.
Фоторепортаж 061 с цитатами Богдана на том заседании суда, объясняющими такое решение судьи, можно найти здесь.
“Этот случай особенный для нашей организации? Я сейчас не буду даже говорить о таких правах, как право на достоинство, право на безопасное пространство, которого ЛГБТ-люди часто лишены. Я говорю о праве, которое юридически закреплено в Конституции Украины – право на мирные собрания, которое есть у каждого человека в нашей стране, и право на справедливый суд. К сожалению, пока в нашей стране отсутствует действенный механизм, который бы использовали для расследования преступлений на почве ненависти. Я говорю о статье 161 УК – это единственная статья, где хоть как-то говорится о таком типе преступлений, и то она применима только к ограниченному кругу характеристик: религия и национальность есть, а сексуальной ориентации и гендерной идентичности нет. 
Это мешает привлечь к ответственности в случае, если преступление совершают в отношении ЛГБТ-сообщества, что произошло и в нашем случае – Богдана Завгороднего осудили по статье за простое хулиганство. Но для нас этот кейс все равно особенный, потому что в этом деле сексуальная ориентация наконец выступила не как отягчающее обстоятельство. Потому что в Харькове был случай, когда в деле об убийстве гомосексуального парня на почве ненависти его сексуальную ориентацию подали как смягчающее обстоятельство ”.
Также Ростислав Милевский рассказал, что в 2020 году в Запорожье пройдет первый ЛГБТ-прайд.

ОСТАНОВКА №2 – монумент, посвященный людям с ВИЧ
Этот монумент находится в сквере между остановками “Площадь Поляка” и “Металлургов”. Здесь автобус ждали члены организации “Мережа 100% життя”, которая уже более 15 лет занимается вопросами, связанными с ВИЧ, туберкулезом и социально обусловленными заболеваниями.
Этот памятник – напоминание всем жителям города о том, что в Украине сейчас есть эпидемия ВИЧ/СПИДА, и она касается каждого. 
Представители организации рассказали об одной ситуации с нарушением прав человека с ВИЧ, которая случилась в Запорожской области.
“Сейчас наука развивается быстро, и ВИЧ-инфекция уже не является смертельной болезнью, однако изменение общественного мнения за наукой не успевает.
Одна девочка из райцентра рассказала подруге о своем ВИЧ-позитивном статусе, с которым она живет с рождения.  Так получилось, что ее подруга затем рассказала всем участникам спортивной секции, в которой занималась наша подопечная. Девочка столкнулась с буллингом, дискриминацией и стигмой*. Дети не хотели вместе с ней заниматься спортом.
Наша психологиня провела очень большую работу, чтобы изменить отношение детей к ВИЧ-позитивным людям. Сейчас девочка – кандидатка в мастера спорта, она продолжает заниматься. Это небольшая, но победа”.
*Стигма – это негативная ассоциация человека с чем-либо позорным, непрестижным, отталкивающим. Это явление сродни стереотипу и отличается от него направленностью на качества человека.

Также в честь Дня прав человека представитель организации Алексей Проценко напомнил, что ВИЧ-позитивные люди – такие же люди, как и все, и имеют такие же права. 
Также организаторы рассказали, что в Украине было сделано очень много для борьбы с ВИЧ/СПИДом, поэтому страна считается одной из самых прогрессивных в этом направлении. В отличие от многих стран, в Украине есть и бесплатное лечение антиретровирусной терапией. В государстве работает много целевых программ как для всего населения, так и для основных групп риска в обществе.
ОСТАНОВКА №3 – клуб людей с инвалидностью “Равные возможности”
Этот клуб находится в здании Еврейского общинного центра “Мазаль Тов”, потому что там есть необходимая инфраструктура: пандусы, лифт, специально оборудованный санузел и широкие дверные проемы.

“Одно из направлений движения “Твори добро, Украина” – это помощь людям с инвалидностью. Раньше этим занимался мой муж Виктор Карпов. К сожалению, его больше нет с нами. Но мы продолжаем делать то, что он начал, – рассказала координаторка волонтерского направления организации "Твори добро, Украина" Ирина Петровская. – Мы занимаемся информированием людей, которые нуждаются в этой помощи: многие не знают законодательства, как меняются поправки к законам для получения средств реабилитации, как получить санаторно-курортное лечение. Мы все это объясняем, чтобы человеку было легче этого добиться для себя. 
Также мы помогаем людям с установкой пандусов. У нас есть старый жилой фонд, который не доступен. Первая причина того, что человек не может быть активным в социуме – это то, что он просто не может выйти из дома, у него есть преграды в виде ступенек и бордюров. Вместе мы решаем эти проблемы. За время существования клуба мы установили более десятка пандусов. Также мы прошли с Google по городу, сделали карту доступности. Мы собираемся на комитете доступности в городском и областном совете, вносим поправки и свои предложения, как улучшить город для людей на инвалидных колясках, для мам с колясками и других маломобильных групп”.

Здесь создали также артпространство, где люди с инвалидностью могут реализовать себя и попробовать начать свое дело. Здесь же презентовали проект “Сильные духом” Марианны Смбатян и репетировала театральная труппа “Равные возможности”.

Участницы клуба рассказали об ошибках, которые чаще всего допускают при создании инфраструктуры, и показали ролик “Телебачення Торонто” о том, как нужно называть людей с инвалидностью (спойлер: так и называть, но ролик все равно посмотрите).

По пути к следующей локации автобус проехал площадь перед Запорожской областной универсальной научной библиотекой – именно там местное ЛГБТ-сообщество прошло первые “100 метров гордости”. Участников охраняло около полтысячи силовиков.

ОСТАНОВКА №4 – отель “Театральный”
10 декабря закончилась всемирная акция “16 дней против гендерно обусловленного насилия”. Международное сообщество поддерживает ее с 1996 года, чтобы обратить внимание людей на актуальные проблемы и противостоять насилию в семье, торговле людьми и жестокому отношению к ним.
Возле отеля участников и участниц экскурсии встретила региональная представительница Фонда народонаселения ООН по вопросам предупреждения и противодействия домашнему насилию  в Запорожской области Ирина Куратченко. 
Отель выбрали в качестве локации, так как именно там в тот момент проходило совещание Фонда народонаселения с представителями власти Запорожской области и собственно Запорожья, а также Энергодара. На этом совещании рассчитывали, сколько необходимо специализированных учреждений для пострадавших от домашнего и гендерно обусловленного насилия.

“Домашнее насилие основывается на том, что существует гендерное неравенство и гендерное обусловленное насилие. Я хочу рассказать о двух случаях, с которыми сталкивались психологи нашей организации, – начала Ирина Куратченко. – Первая ситуация случилась в прошлом году: девочка играла на детской площадке, когда к ней подошел мужчина и начал ее бить. Она не поняла, что случилось. Потом я работала с этой девочкой, поэтому хочу показать, какие последствия имеет это нападение. Как психолог хочу показать, что мне нарисовала девочка. Есть такие проективные методы, когда я прошу нарисовать человека, потому что это является проекцией того, как себя ощущает пациент. 
Первый рисунок меня очень впечатлил, потому что, когда я спросила, кто это, девочка ответила: “Это оно”.

“Оно”, потому что нет никаких половых признаков. Мужчина хватал девочку за ноги, и она очень волновалась, что он может притронуться к ее половым органам – это нарушало ее идентичность, ее целостность. Поэтому когда девочка попала ко мне, она не ощущала себя целостной личностью. На втором рисунке ребенок изобразил само событие. Чтобы вы понимали, это рисунок 13-летней девочки. Но когда она рисует травмирующее событие, случается ремиссия – она начинает рисовать, как ребенок младшего возраста.
Мы предоставляли ей помощь и делали выводы, чтобы семья могла через суд получить компенсацию морального вреда.
Второй случай: к нам обратилась мама 11-летней девочки. В июле этого года около 11 часов дня девочка шла в дом, где живет ее отец, когда на нее напал и изнасиловал мужчина. Он заставил ребенка заниматься оральным сексом и пытался склонить к анальному, но девочка смогла вырваться и побежала звать на помощь. Я рассказываю об этом случае, потому что хоть это событие и случилось еще в июле, до сих пор ни одного судебного заседания не состоялось. Мы считаем, что это очень большой срок для расследования. Также мне стало известно, что расследование проходило с нарушениями, которые могут быть использованы в дальнейшем. У подозреваемого тем временем уже было 8 эпизодов изнасилования. 

Но что меня еще поразило в этой ситуации: семье не дали бесплатного адвоката. На сегодняшний день нашлась адвокат, которая готова помочь семье бесплатно, но у нее мало опыта. Это достаточно сложное уголовное дело, и у нас есть подозрение, что это не все: у насильника нашли детское порно, которое он снимал – у адвоката есть подозрение, что подозреваемый продает эти видео”.
Тем не менее, ситуация с домашним насилием, от которого в основном страдают женщины, понемногу меняется. В области уже начали работать специальные бригады «Полина». Вскоре должны запустить также реестр случаев домашнего насилия, тогда можно будет наблюдать за системностью:
“Если есть системность – три и больше случаев, то действия обидчика подпадают уже под Уголовный кодекс Украины”, – объяснила Ирина Куратченко.

ОСТАНОВКА №5 – модульный городок
Экскурсию к этой локации провела волонтерка Ирина Черная. Ситуацию, в которой оказались ВПО в Запорожье, она описала на собственном примере:
«Я не очень люблю слово «переселенка», но для понимания, я – переселенка из города Донецк, я – мама-одиночка, я воспитываю ребенка с инвалидностью, я – женщина. И это все вместе дает такую ​​множественную дискриминацию и количество проблем, с которыми я сталкиваюсь каждый день. Я приехала в Запорожье большой семьей: нас было 8 человек, двое из которых младенцы. У меня пожилого возраста дедушка, моя девочка с инвалидностью, и могла работать только я. Пошла в центр занятости, хотела найти работу. Мне сказали: «У вас ребенок с инвалидностью. Вы получите выплату от государства 300 гривен. Мы не можем взять вас на учет и работу вам предоставить тоже не можем». У меня два высших образования. Я пошла на рынок, мне сказали: «Вы из Донецка? А вдруг вы сегодня заберете кассу и свалите». Было очень сложно, и таким образом пришло, наверное, месяца четыре. Иногда приходилось не то что экономить, но и страшно говорить такие слова – голодать. Потому что правда было очень тяжело. Тогда я стала волонтеров областного “Красного креста”, потому что просто так что-то получать не в моих правилах. Из позитивного: появилась возможность участвовать в тренингах, расти. Я занялась защитой прав человека, и одно из основных направлений моей деятельности – это как раз работа с внутренне перемещенными людьми”.

Волонтерка также рассказала, что у жителей модульного городка раньше был конфликт с местными жителями. Он начался, когда туда массово привозили гуманитарную помощь:
“Везли “гуманитарку” туда, где проще найти переселенцев – в модульный городок. И никто ж не спрашивал “Что вам надо”, а везли то, что было. И был такой момент, когда навезли такое количество круп, что там начали заводиться жучки, и люди просто выкидывали пакеты в урны. В соседних домах у нас жили пенсионеры на пенсию в 1300 гривен. Помните, тогда был бум, когда гречка подорожала? Вы не представляете себе уровень конфликтов, который здесь возник в связи с этой ситуацией. Просто потому что кто-то не сделал исследование, а кто-то получил психологическую травму и начал заниматься “накопительством”, а кто-то не мог себе этого позволить”, – вспоминает волонтерка.

Для всех, кто бежал от войны, очень острым остается вопрос жилья. Ирина сменила уже четыре места проживания в городе. В запорожском модульном городк живет около 300 человек, которые в основном не способны самостоятельно арендовать себе жилье – в том числе одинокие пенсионеры. Четыре подобных городка существуют в Харькове и Днепропетровской области. Они, в отличие от модульного городка, стоят на балансе города, а потом город может использовать их как ресурс и поддерживать в рабочем состоянии. Запорожский же модульный городок поставили на баланс “Красного креста” – поселение должны были закрыть еще два года назад:
“Уже два года люди живут в помещениях, за которые никто не несет ответственности – ни за пожарную безопасность, ни за техническое оснащение и тому подобное. И наш город не может на себя взять модули, потому что у нас в Украине не прописан механизм передачи гуманитарной помощи от организации власти города”, – объяснила волонтерка.
Сейчас в Украине действует несколько государственных программ, однако в Запорожской области с ними проблематично. Первая программа «Сільське подвір’я», согласно которой ВПО могут получить землю в сельской местности и помощь на строительство своего дома. Еще одна программа жилья для переселенцев называется «50 на 50»: когда человек вкладывает 50% собственных средств и 50% – Держмолодьжитло:
“Эта программа у нас тоже не работает, потому что вот этот дом – его отсюда видно – единственный, где можно купить это жилье. Это – новостройка. И стоимость ее велика. На самом деле за ту половину, которую надо вложить, на вторичном рынке можно купить уже нормальную готовую квартиру”, – объяснила Ирина.
Третья программа – это программа социального жилья, когда 30% выделяется из городского, а 70% – из государственного бюджета:
“Это жилье принадлежит городу, человек там живет временно и платит коммунальные услуги, – объяснила волонтерка. – Запорожье не подалось на эту программу, сколько мы не вели переговоры, не объясняли, что это остается городу … Наш город не принял участие, а вот Приморск в нашей области принял. Они купили несколько квартир и поселили туда людей”.

ОСТАНОВКА №6 – лофт “Млин”
Именно здесь прошел тот “Фестиваль равенства”, когда от рук радикалов пострадали люди. Изначально это мероприятие было посвящено проблемам женщин, людей с инвалидностью, внутренне перемещенных лиц, национальных меньшинств и представителей ЛГБТ-сообщества – то есть всех людей, к которым приезжал экскурсионный автобус.
“Каждый раз, когда он проходил, приходили «наши друзья», которые говорили, что “нет, люди все равны, но мы почему-то равнее, потому что мы – белые мужчины, или мы равные, потому что у нас правильные мысли в голове, а у вас неправильные и мы вам это сейчас с помощью взрывпакетов расскажем”, – объяснила ситуацию координаторка регионального представительства “Инсайт” Наталья Лобач.

Первый фестиваль в Запорожье в 2016 году прошел относительно спокойно (как всегда, “заминировали” здание), а вот второй в 2017 году сопровождался массовыми беспорядками, в которых участвовало полторы сотни юношей и девушек – преимущественно подростков. В тот день полицейские задержали 17 человек и открыли уголовное производство. Несколько девушек из «толпы» начали избивать двух запорожанок, который шли на мероприятие. Пострадавших с телесными повреждениями доставили в больницу. В прошлом году состоялось судебное заседание: двум несовершеннолетним девушкам (одна из которых прыгала на голове у участницы фестиваля) дали условный срок. Подробнее читайте в репортаже “Когда я услышала приговор, я испугалась. Я не хотела сажать людей": детали суда над девушками, избившими участниц "Фестиваля равенства" по этой ссылке.

 В 2018 году “Фестиваль равенства” переместился в онлайн.
“Невеселый вывод: 200 подростков, которые приезжают и чувствуют, что они не будут наказаны – это не бывает просто так, это было организовано. Кем и как это было организовано, пока неизвестно. И этого никто не расследовал. И это о том, насколько беспокоится руководство города и области о безопасности людей, насколько мы можем рассчитывать, что если такое произойдет, то это будут расследовать”, – подытожила Наталья Лобач.
Источник: 061.ua