Главной темой недели в Украине стало неожиданное заявление главаря «ДНР» Александра Захарченко о создании террористами нового «государства Малоросии». В чем смысл и статегия появления нового «государства» на оккупированной территории Донбасса и какими последствиями это чревато для Украины?
Под знаменем Хмельницкого со столицей в Донецке
Итак, 18 июля главарь «ДНР» Александр Захарченко сбивчиво по бумажке зачитал «конституционный акт» о создании «Малороссии».
«Малороссия» ни много ни мало объявлялась правопреемницей Украины. И, соответственно, Захарченко объявил претензии на всю территорию неньки — от Киева до Львова, но, естественно, без Крыма.
Своим первым «государственным» шагом Захарченко стразу же «обидел» три миллиона киевлян, объявив что отныне столицей «Малороссии» будет Донецк, а статус Киева понижается до историко-культурного центра.
«Малороссия» объявлялась федеративным государством, в которое должны войти все области Украины, но «временно» она будет включать «ДНР» и «ЛНР».
Государственными языками «Малороссии» заявлены «малороссийский» (украинский) и русский.
Знаменем нового «государства» объявлен флаг Богдана Хмельницкого.
Важно, что, по заявлениям донецких сепаратистов, якобы представители еще 19 регионов Украины, включая «ЛНР», подписали сей «конституционный акт».
Странная реакция России и братской «ЛНР»
Мы знаем, как в России умеют работать в унисон политики, СМИ и штатные пропагандоны, создавая нужный фон одобрямса для принятого в Кремле решения.
Но в вопросе с «Малороссией» все выглядело так, как будто событие застало первых лиц России врасплох.
Так, Борис Грызлов, представитель России в Контактной группе в Минске, резко высказался против «инициативы Малороссии». «Эта инициатива не вписывается в Минский процесс. Я воспринимаю это только как приглашение к дискуссии, никаких правоустанавливающих последствий данное заявление не имеет».
Пресс-секретарь президента России вначале просто ушел от ответа об отношении Кремля к «Малороссии», но чуть позже назвал это «личной инициативой Александра Захарченко».
Ну и вовсе настоящий «удар в спину» нанесла братская «ЛНР». Так называемый «председатель народного совета ЛНР» Владимир Дегтяренко объявил, что Луганск не планирует присоединяться к «Малороссии».
«Луганская народная республика не направляла своих официальных делегатов в Донецк для участия в заседании представителей регионов Украины. Более того, мы даже не были осведомлены о намерении провести это мероприятие, с нами данный вопрос не согласовывался», – отметил Дегтяренко.
Новая стратегия или признания поражения?
Многие видные украинские политические эксперты восприняли создание «Малороссии» как далекоидущую и опасную для Украины новую стратегию.
Так, бывший нардеп, политолог Олесь Доний считает, что «против Украины разыгрывают долгосрочную шахматную партию».
«Заявление о «Малороссии» – не для населения Украины. Заявление о «Малороссии» – для населения так называемых «ДНР и ЛНР». Ибо сегодня не все в так называемых «ДНР-ЛНР» (и в России) готовы принять идею, что Донецк и Луганск будут жить в одном государстве с остальными украинскими землями) … Это началось идеологическое промывание голов на этих территориях, чтобы обосновать (объяснить) план Путина по конфедерализации Украины (с включением туда так называемых «ДНР-ЛНР»), если, конечно, этот план воплотится. Поэтому не спускайте все к алкоголизму», – отметил Доний.
А вот политолог Алексей Арестович считает, что появление «Малороссии» означает признание полного фиаско с проектом «Новороссии».
«Это означает, что руководство признало «российский проект» в Украине провальным, и решило сделать ставку на «советский проект», пытаясь склонить на свою сторону 9-12 миллионов мягкой украинской «ваты», путем призывов к советскому пониманию «Украины» и ностальгии по тем славным индустриальным временам. Теперь стоит ждать песенные конкурсы имени Шевченко в Донецком ДК», – отмечает Арестович.
Помощник президента России и куратор «ДНР» Владислав Сурков, хотя и отказался от авторства проекта «Малороссии», но увидел его пользу.
«Главное здесь то, что Донбасс воюет не за отделение от Украины, а за ее целостность. За всю Украину, а не за ее часть. То есть на Украине идет гражданская война между людьми, которые по-разному видят будущее своей страны», – заявил Сурков.
Не только провал старой стратегии, а подготовку общественного мнения России к возможному уходу из Донбасса увидел в «Малороссии» Виталий Портников.
«Если никакого «российского» Донбасса нет, если нет «Новороссии», а есть только «Малороссия», которая одним движением руки превращается в Украину – то о чем спор? Главное, что объяснил своим помощникам Сурков – это «внутриукраинская дискуссия». Проще говоря – готовьтесь к сдаче Донбасса», – резюмирует Портников.
Тайна ларца «Малороссии»
В истории с созданием, точнее объявлением о создании «Малороссия» много очень странного и противоречивого. Местами это напоминает настоящий театр абсурда — особенно стремительное превращение «новоросса» Захарченко в «малоросса». Такими темпами он скоро начнет возлагать в вышиванке цвета к памятнику Шевченко в Донецке.
Но неужели Захарченко может себе позволить столь дерзкую самостоятельность?
В этой связи публикация немецкого издания FAZ, кажется, раскрывает секрет появления «Малоросси». «На саммите G20 в Гамбурге участники заметили, как плохо Владимир Путин высказывался о Порошенко. Он планирует территориальные завоевания, говорил Путин. На что федеральный канцлер (Германии Ангела Меркель. – Ред.) ему ответила, что территориальные завоевания России пока что более значительные. Путин даже угрожал в Гамбурге тем, что он признает сепаратистские районы ("Л/ДНР". – Ред.) как государства, если Киев не пойдет ему навстречу», – говорится в материале.
Путин, не получив желаемого ответа на свой блеф о признании «республик», решил повысить ставки. Но так, чтобы не заработать новый пакет санкций и избежать обвинений в срыве Минского процесса. А заодно и обкатать в глазах общественного мнения Украины и России новую стратегию гибридной войны. Но, судя по всему, пробный шар попал совсем не в ту лузу, на которую рассчитывали в Кремле.
Вместо послесловия
В действиях Кремля по отношению к Украине эксперты часто видят глубоко продуманную стратегию с далеко идущими планами, там, где ее и в помине нет. Могли бы в Москве в 2014 года предвидеть, к каким печальным последствиям приведет для России аннексия Крыма — нашли бы другие варианты контролировать полуостров де-факто, а не получать пакеты удушающих санкций де-юре.
Весной этого года по отмашке из Кремля в «ДНР» и «ЛНР» провели так называемую «национализацию» оставшихся на оккупированных территориях Донбасса украинских предприятий. Многие тогда предполагали, что, приняв такой важный шаг, в Москве просчитали все риски и предпримут меры, даже в ущерб собственной экономике, чтобы загрузить отжатые предприятия. Однако на практике выяснилось, что в России не было мало-мальски рабочего плана по созданию работающей экономики «республик». Сегодня большинство «национализированных» шахт и заводов стоят, а рабочие или уволены, или отправлены в бесплатные отпуска.
Как показывает реальность, горизонт планирования Кремля не превышает несколько месяцев. Путин принимает тактические решения, совершенно не просчитывая, как бумерангом они могут ударить по России и лично по нему в недалеком будущем. История с вмешательством в выборы США и Франции, которое сегодня выходит Путину боком, наиболее ярко это демонстрирует.
Создание «Малоросии» стало таким же эпичным фейком, как история про «распятого мальчика» или «принесение правосеками в жертву Перуну» российского наемника. Мираж «Малороссии» ударил скорее по надеждам тех наивных людей на Донбассе, которые еще питали надежды, что вот-вот, и Россия присоединит территории ОРДЛО. У доверчивых пророссийски настроенных ослов забрали последнюю морковку. Но прогнившая морковка «Новороссии», как ее ни подкрашивай знаменем Хмельницкого, уже не превратится для украинцев в заманчивый мираж «Малороссии».