Наталья Суворова работала в Донецке банкиром. Когда на Донбасс пришли вооруженные люди, она с семьей переехала в Запорожье. Но возвращаться к банковской работе Наталья не спешит, она нашла себя совсем в другом деле – шьет костюмы для танцев и мечтает о собственном ателье. Наталья рассказала 061 о том, как она круто изменила свою жизнь после того, как в ее дом пришла война.
Муж сказал еще в апреле: "Будем уезжать". Куда уезжать, было непонятно. Люди в Донецке начали меняться, еще когда в Крыму начались волнения. Начались разговоры о референдуме, но мы не верили. Кто-то был за Россию, кто-то за "ДНР", кто-то за Украину. За детей было страшно. Ребенка в школу отводили и забирали, потому что по городу начали бегать вооруженные. Причем, эти люди были странные: бомжей что ли каких-то позавозили?
Местные стали уезжать. В конце мая мы тоже начали собирать вещи, хотя тогда еще не думали, что уедем надолго.
Мы не стали дожидаться военных действий и поехали в Мариуполь: мужа перевели на работу туда, а мы все лето жили на даче. Вещей особо не брали: шлепки, купальники – мы просто ехали на лето.
Единственное, что я взяла ребенку туфли, рубашку и брюки на первое сентября, потому что не известно еще было, в каком городе мы будем в конце лета
Мы успели пожить и в Мариуполе, и в Артемовске, а потом переехали в Запорожье. За это время ребенок сменил три школы.
Когда только переехали в Запорожье, не могла привыкнуть, что люди как-то медленно выходят из троллейбуса
Донецк был более активным городом, где все куда-то спешили, а здесь нет.
Раньше я работала в донецком филлиале запорожского "Индустриалбанка". А потом родила второго ребенка и ушла в декрет. В 2014 году сын начал заниматься бальными танцами, а у меня появился вопрос, где брать костюмы. Так я начала шить.
В Запорожье я поняла, что пора что-то и мне делать, потому что надо было как-то выходить из депрессии. Я все еще была в декрете, потому что у ребенка небольшое неврологическое заболевание, и мне надо было до 6 лет с ним сидеть. Так я начала заниматься шитьем.
Сначала продала первые бальные брюки ребенка, которые шила сама. Потом поняла, что нужно развивать свои способности, потому что у меня это получается. Не хватало многого: опыта, практики. В интернете увидела объявление, что международные организации дают гранты для бизнес-проектов, направляют на курсы. На тот момент бизнес открывать еще было страшно, поэтому пошла учиться. Первые курсы мои были от организации по миграции. Это был колледж технологий и дизайна, где я проучилась 6 месяцев. Оказалось мало – надо еще.
Мне все еще не хватало смелости: как людей приглашать, как с ними работать.
Пошла в "Каритас" на курсы по закройке, а там еще и машинку вышивальную подарили.
Потом пошли первые клиенты, я уже не боялась с ними работать. Начала давать небольшую рекламу в интернете – на аматорском уровне. Сейчас у меня уже достаточно клиентов в Запорожье. Так как я работаю одна, мне пока достаточно.
Первое время я очень мало брала за свою работу. Муж даже смеялся: "Ты что, ткани продаешь?".
Первые брюки стоили всего 150 гривен, хотя сейчас это стоит около 600 гривен. Но теперь уже я научилась назначать цену. По меркам Запорожья у меня все равно дешево, люди идут. Постоянных клиентов десять: это семья, которая танцует в грузинском ансамбле "Имеди". Они шьют грузинские платья, а один мальчик у них тоже бальными танцами занимается. Шью для детей из студии в ДК "Орбита", где мой ребенок занимается.
Я собираюсь расширяться, но не в этом полугодии. Бизнес-грант я пока не получила, поэтому решила немного отложить этот вопрос. Потому что профессиональную машинку дома не поставишь и, если расширяться, то надо на работу кого-то брать, налоги платить. Это работа сезонная: в основном, шьют осенью и весной. Летом детки подрастают, приезжают со сборов – у них мышцы увеличиваются. Поэтому летом мало заказов.
Бирочки с брендом у меня пока только в разработке: все хочу и присматриваюсь, какой цвет выбрать, какие нитки, какой шрифт. Ребенок хочет красный, муж – золотистый, серебристый.
Хочу начать шить свадебные платья.
Зачем покупать эти дорогущие платья в салонах, если можно за те же деньги или дешевле пошить такое, какое будет только у тебя?
В любом случае, я рано или поздно открою свое ателье.
Если в Донецке когда-то все успокоится, появится какое-то вменяемое законодательство, может, и республики, но в рамках украинского законодательства, то, наверное, вернемся – все же там квартира, да и большая часть жизни там прожита.
Тянет туда. Скучаешь по городу. Да и на съемных квартирах жить устаешь: переезды, ребенка переводишь из школы в школу. Если бы тут было жилье, то наверное, остались бы в Запорожье. Мы здесь на Хортицу часто ездим, ребенку в парке на бульваре Шевченко нравится кататься на велосипеде. Если уезжать, то будет обидно расставаться – уже три года вместе. Но в любом случае, я счастлива, что нашла себе работу по душе.
Беседовала Екатерина Майборода, фото Славы Чиженка