На этой неделе сразу два события в Украине не на шутку разозлили патриотов неожиданными развязками.
Ленинский райсуд Харькова вдруг изменил меру пресечения с содержания под стражей на круглосуточный домашний арест с ношением браслета. А Черноморский горсуд под Одессой и вовсе оправдал активистов «Антимайдана», которые непосредственно участвовали в попытке провозгласить террористическую организацию «Одесская народная республика» на юге нашей страны.
Оба случая мы разберем подробнее, однако, для полного понимания ситуации, нужно вспомнить, что произошло все это накануне активной программы президента Украины Петра Порошенко в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН и встречи со своим американским коллегой Дональдом Трампом.
Говоря на языке российской пропаганды, вряд ли это простые совпадения.
На фоне безуспешной и даже отчасти саботажной борьбы с коррупцией внутри страны, Украина нуждалась в импульсе позитивных новостей из нашей страны.
Судя по всему, подавались эти импульсы именно с помощью правозащитных организаций, которые ранее прямо заявляли о преследованиях в Украине по политическим мотивам.
Неоднозначная Штепа
И в случае с освобождением Штепы, и с одесским активом «Антимайдана» у общества вопросов больше, чем ответов. Виной тому не только война, которая без лишних деталей сортирует граждан на своих и врагов, а и информационное поле, которое не успевает за судами работать над формированием общественного мнения.
Как оказалось, все еще проще: общество отреагировало на маркеры, а не детали.
К примеру, о Штепе и ранее заявляли, в том числе и патриотические деятели, что она совсем не та, какой ее представили СМИ. По данным экс-руководителя Донецкой ОГА Сергея Таруты, в период оккупации Славянска, мэр этого города Нелли Штепа исполняла спектакль, одновременно заигрывая с оккупантами и выполняя распоряжения властей Украины и СБУ.
Правда или нет, но Штепа на фоне сотрудничества с оккупантами, тут же попала в тюрьму к сепаратистам. О том, что это было не показательное заключение, свидетельствуют многие узники этого лагеря, причем из числа украинских патриотов.
Выйдя на свободу, Штепа тут же отправилась в украинское СИЗО. Причем, обвинение ей выдвинули кадры СБУ, которые сами потом перебежали на сторону террористов.
Со смещением с поста руководителя спецслужбы Наливайченко и отставкой Таруты, за Штепу никто вступаться не стал, и она три года провела в СИЗО за то, что якобы работала на Украину в стане врага.
Повторимся, эта версия основывается на показаниях Таруты, неоднозначной общественницы Ирмы Крат и многих других. Но это отнюдь не значит, что Штепа не играла таким образом на два фронта и не пыталась любой ценой сохранить себя в должности.
Зато эту версию отрабатывают и многие международные правозащитные фундации, которые прямо требовали освободить Штепу в виду несостоятельности обвинения.
Не известно, как решила поступить Украина как государство, но со Штепы отнюдь не сняли все обвинения, ей просто поменяли меру пресечения, а это, в конце концов, экс-мэра Славянска нисколько не оправдывает. Видимо, поэтому Штепа вышла на условную свободу с украинским флагом в руках, самозабвенно декламируя гимн.
Ах, Одесса…
Парадоксально, но в противоположной части Украины, под Одессой, в городке Черноморск местный горсуд пошел еще дальше. Он не просто выпустил с СИЗО обвиняемых в организации массовых беспорядков 2 мая 2014 года, когда погибло в общей сложности 48 человек, а полностью оправдал активистов «Антимайдана», которые действительно спровоцировали одесскую трагедию.
Здесь все однозначно с обвиняемыми, но непонятно с решением суда. А дьявол, как всегда, кроется в деталях.
На протяжении затянувшегося судебного процесса эксперты неоднократно заявляли: проблема не в причастности одесских экстремистов, а именно в формулировке статьи, по которой и судили сепаратистов – «организация массовых беспорядков». Да, именно в «организации» обвинять пятерых активистов было бессмысленно. Даже при том, что один из них, сын генерала милиции Сергей «Капитан Какао» Долженков, и вел колонну вооруженных бандитов на участников мирного марша проукраинских активистов.
Впрочем, именно его вместе с гражданином России Евгением Мефедовым на свободу так и не выпустили. После оправдательного приговора их двоих прямо в зале суда задержала «Альфа» СБУ уже по более серьезным обвинениям по статье 110 УК Украины – «Посягательство на территориальную целостность Украины», другими словами, за терроризм.
Как рассказал нам независимый эксперт группы «2 мая», которая занималась собственным расследованием и сбором улик Владимир Саркисян, решение суда было полностью оправданным, а следствие «завалено» еще при Генпрокуроре Махницком. И сейчас уже винить некого.
На фоне Сенцова, Кольченко, Карпюка…
То, что украинское обществе оказалось не готовым к подобному развитию событий, на международной арене никак не сказалось.
Да чего душой кривить, накануне Генассамблеи ООН и на фоне очередного задержания в Крыму российскими оккупантами Ахтема Чийгоза, Украина получила серьезный козырь перед мировым сообществом, чтобы напомнить о десятках, а то и сотнях украинцах-политзаключенных в России.
И путинский режим на фоне последних освобождений не мог ничего возразить.
Другими словами, ковыряние украинских ран стало выгодным козырем в большой геополитической битве, безусловную победу в которой получила Украина.
Президенту Порошенко удалось подвести лидера США Дональда Трампа к безусловной поддержке нашей страны, в том числе и оружием. Украина напомнила миру, что является единственной в мире страной, которая добровольно отказалась от ядерного оружия, но стала впоследствии объектом нападения со стороны государства-гаранта безопасности.
Да, именно в этом контексте, с иллюстрациями военных билетов и паспортов россиян, президент Украины и показал, что наше государство не допускает нарушений прав человека. И в наших тюрьмах нет людей, осужденных по политическим мотивам.
В то время как Россия ведет активно необъявленную гибридную войну, похищает украинцев и держит в тюрьмах именно политических заложников.
Этот шаг Украине удался. К сожалению, к окончательной победе он не располагает, но вот бонус для международной поддержки Украины явно получен.
Александр Городилов