В специальном проекте 061 продолжает рассказывать, как на запорожских предприятиях создают ту или иную продукцию. Ранее наши корреспонденты показывали производства пива, шифера, стали, обуви, искусственных елок, газет и многого другого. В этот раз 061 побывал на заводе, который производит фарфоровые изделия.
Глину, которая хранится в больших мешках, высыпают в барабанные мельницы и смешивают с водой. Под землей обустроен специальный резервуар, в котором глине не дают застыть зимой и забродить летом. Из этого резервуара смесь по трубам попадает в цех.
А перемешивается глина в "барабане" с помощью вот таких твердых фарфоровых шариков. Когда они уменьшаются, их бросают в мельницы поменьше и засыпают туда фритту – стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении (термический удар "поджаривает" стекло, которое разбивается на осколки, а их частицы затем перемалываются в порошок).
Внутри стенки барабанной мельницы выложены очень крепкой глиной – такая идет даже на производство бронежилетов и отделку танков
А такие формы вырезает компьютер. Затем туда вставляются стеклышки, а потом заливают гипс. Позже уже на гипс выливают глину: когда глина попадает на гипс, она начинает впитывать влагу, застывает.
Сначала скульптор делает первую фигуру. Чтобы сделать много форм, фигуру сначала смазывают мыльным раствором, а затем ограничивают четырьмя стеклышками и заливают туда гипс. Когда все формы готовы, образцового "пастушка" (как в нашем случае) вынимают. Форму стягивают резинкой, а потом заливают туда глину – гипс дает влагу, благодаря чему формируется корочка. Через час лишнюю глину выливают, а остается только сформированная корочка – пустотелый "пастушок". Форму разбирают и забирают фигурку. Ручки и ножки для этого "пастушка" выливают отдельно, а потом приклеивают.
Так выглядит заливочный цех – туда глина подается по трубам. Все заливки делают вручную.
Изделия ставят в печь трижды. Когда изделие только отлили, оно серого цвета и очень ломкое – в первый раз оно обезвоживается и подрумянивается. Теперь изделие все еще ломкое, но уже без влаги, что позволяет нанести стеклянную пыль ("глазурь"). Второй раз запекают при температуре в 1200 градусов по Цельсию – изделия ужимаются. Стеклянная пыль растекается и покрывает изделие, благодаря чему теперь на него можно наносить художественные краски и смыть жир.
Нагревают сутки, а охлаждают два дня.
Так изделия покрывают стеклянной пылью или "глазурью" – высыхают моментально.
Изделия разрисовывают также вручную. Цветной порошок высыпают на стеклышко и добавляют скипидар – так получаются краски. Художники пользуются кисточками, которые вяжут из шерсти из беличьего хвоста.
Золото на изделиях появляется необычно: изначально это смола с частичками золота – когда смола сгорает, золото остается. Теперь оно вплавлено в поверхность из стекла и не смоется.
Некоторые рисунки наносятся с помощью деколи – это керамические краски, нанесенные на специальную бумагу. При окунании в воду они сползают, деколи наклеивают на изделия и отправляют в печь. Там розовый лак, который удерживает краски, сгорит, стекло подплавится, а краски останутся.
Есть среди изделий и уникальные: например, шахматы "Вечера на хуторе близ Диканьки". Здесь пан Чуб – король, Солоха – королева, дьяк – офицер, Вакула на черте – конь, а Оксана с черевичками – ладья. Такой набор шахмат можно увидеть в Музее фарфоровых шахмат в Санкт-Петербурге, а еще такой купил легендарный шахматист Анатолий Карпов.
Кроме того, запорожский завод с 1996 года сотрудничает с Олимпийской сборной Украины – изготавливает сувениры.
Кроме посуды и сувенирной продукции, завод делает купола и иконостасы для храмов, а также бассейны и камины.
Все экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ.