«Городские малыши, когда видят корову, говорят – какая большая собака!»: интервью с основателем зеленой усадьбы

Недавно 061 подготовил ТОП самых необычных мест для отдыха, которые можно посетить жителям Запорожья в течение одного выходного дня. Два популярных сегодня туристических объекта – центры зеленого туризма «Аquazoo-Петрополь» и «Хутор Петерсона» – принадлежат 26-летнему предпринимателю Борису Игнатко. С ним корреспонденты 061 поговорили о развитии агротуризма, сельских людях и современных детях.

С Борисом мы общаемся за обеденным столом после прогулки по «Аquazoo-Петрополь». Здесь, как он сам говорит, детям асфальта показывают сельские будни. Со всеми обитателями, как и других посетителей, нас лично познакомил владелец. После экскурсии, как полагается здесь, вкусный сельский обед – это большие порции, зелень и добавка. Им угощает мама Бориса – Лариса Ефимовна. Она, в прошлом работник общепита, лично готовит для всех гостей. Глава семьи – Виктор Анатольевич – тоже где-то во дворе, следит за хозяйством.

«Мы с семьей на машине путешествовали по Европе и увидели, что такие заведения пользуются спросом. Местные жители на выходных едут не куда-то за рубеж, а себе в пригород, – рассказывает Борис Игнатко на фоне криков гуляющего по двору павлина. – Вернувшись домой, мы начали присматривать земельный участок недалеко от города и желательно возле этой трассы («Запорожье – Днепр», – прим. авт.)».

В 2013-м семья Игнатко приобретает в кредит землю, запланировав строительство дома. На фоне кризиса замысел поменялся: 23 мая 2015 усадьба торжественно приняла первых агротуристов.

Полноценно принимать гостей в «Аquazoo» начали в 2016-м: усадьба работает уже второй сезон. Количество посетителей не считают. «Но если взять точку окупаемости – до нее нам еще очень далеко», – резюмирует два года работы владелец.

Кстати, сам предприниматель никакого отношения к селу до этого не имел, вырос в городе. А родных в деревне нашел уже после строительства усадьбы. Оказалось, и в Петрополе, и в Червоном Яру (там находится вторая усадьба – «Хутор Петерсон», – прим. авт.) живут дальние родственники.

В прошлом Игнатко занимались импортом экзотической рыбы для СПА-салонов и коллекционных моделей из Европы (речь идет о лимитированных партиях миниатюрных моделей транспорта), а также кейтерингом. После кризиса с этим бизнесом пришлось попрощаться – теперь предприниматели занимаются развитием агротуризма.

Дети асфальта и сельский фитнес

«Современные городские дети, например, в жизни не видели корову, ни разу не видели комбайн. Было пару случаев, когда дети называли его космическим кораблем. Сейчас же мало у кого есть бабушки-дедушки в селе. Приезжают малыши, видят корову и говорят «о, какая большая собака», – смеемся. – Для детей мы проводим мастер-классы по разговорному индюшиному. Бывало, сами родители не знали, как выглядит индюк. А потом они приезжают во второй раз и рассказывают, что дети после этого месяц только на индюшином и разговаривали».

Главные посетители «Аquazoo-Петрополь», рассказывает Борис, это молодые семьи и маленькими детьми. Часто здесь проводят экскурсии для школьников, отмечают национальные праздники, проводят банкеты. Больше того, к семейному делу привлекают и волонтеров. Молодые запорожцы сами приезжают в Петрополь, чтобы заняться, как говорит Борис, сельским фитнесом: поработать на грядке, убрать у животных. Таких желающих, делится владелец усадьбы, немало.

Для тех гостей, которые просили более похожего на реальную сельскую жизнь отдыха, в соседнем селе Червоный Яр создали «Хутор Петерсона». Участок земли возле пруда начали застраивать в начале 2016-го, первых посетителей запустили уже в июле.

«Это отдых для тех, кто хочет максимальной реалистичности. На «Хуторе» есть деревянные беседки, животные, гончарный круг, кузница, в пруду рядом мы проводим мастер-классы по ловле рыбы голыми руками и многое-многое другое. Кстати, потом из этой рыбы мы варим для гостей уху», – рассказывает Борис.

Осенью в «Аquazoo-Петрополь» дети смогут поучаствовать в археологических мастер-классах. Для этого отдельный участок выделят под археологические раскопки, заготовят экспонаты. Тут дети с металлоискателями будут искать «артефакты» и своими руками тут же проводить раскопки. Параллельно во дворе усадьбе строят бассейн для пруда: под ним будет настоящий домик хоббита, а над водой – корабль пиратов.

О сельской жизни

«В селе удивляет отношение. Когда мы только начинали строиться, начали засыпать грунтовую дорогу шлаком – в дождь по ней невозможно было проехать. До сих пор это мы не доделали. Приехала на тот момент председатель сельсовета, тогдашний директор местной агрофирмы, буквально прогнали нас. Логика такая: как это, мы тут годами, а кто-то что-то начинает делать, – сокрушается Борис Игнатко. – Последний скандал: возле проезжей части – на ничейной земле – мы начали косить бурьян. Так прибежали местные неадекватные, прыгали под косу. Вообще никакой логики. В то ж время люди считают, что их депутат должен чуть ли не во дворе у них убирать и деньги приносить.

Мы на берегу водоема в Червоном Яру порядок навели, там теперь могут отдыхать местные. Сразу пошли разговоры, будто этот пруд мы украли. В порядке эксперимента мы две недели там не убирали, так мусора уже по колено! Приходят местные, покупались, шашлыки пожарили и все там же и выбросили».

В свое время семья Игнатко могла уехать на ПМЖ в Германию, к дальним родственникам. Не уехали. «Я не питаю иллюзий, что украинцы там нужны, что мы найдем там себе место, – говорит Борис. – Не раз был за границей, видел, как там «любят» эмигрантов. Было много ситуаций. Нам, туристам, голландцы вслед неприятности говорили, немцы поднос в столовой толкали, полиция цеплялась несколько раз».

«В Украине мы плохо живем, потому что никто ничего не хочет делать. Когда говорят, что в селах нет рабочих мест, это неправда, – говорит владелец «Аquazoo-Петрополь». –На самом деле, в селах нет работников. Тут люди работой не дорожат, зарабатывать не хотят. В городе без денег ты, грубо говоря, умрешь с голоду. Здесь по-другому: курица яйцо снесло, вот урожай на дереве, там свинью помог зарезать – жить можно. У местных есть проблемы с алкоголизмом, нет ответственности. Поэтому села и вымирают. Я лично считаю, что села могут возродить только приезжие люди, который действительно хотят и могут что-то сделать».

Текст и фото Андрея Вавилова