История о том, как запорожский юрист увлекся фотосъемкой и основал первый в мире военный фотобанк

10 лет назад запорожец Олег Забелин купил свою первую более-менее серьезную камеру, и с тех пор фотосъемка захватила его с головой. Как-то случайно попав на страйкбол, он понял, что хочет снимать фото именно на военную тематику. Со временем в архиве Олега накопились тысячи фотографий, а на стоковых сайтах они пользовались популярностью. Тогда он решил запустить собственный стартап – открыть фотобанк. Так родился проект Getmilitaryphotos, аналогов которому в мире до этого не было. Олег Забелин рассказал 061, как и зачем он это сделал.

По образованию я вообще не программист, а юрист. У меня никогда не было опыта создания IT-проекта и руководства им. Поэтому чтобы открыть фотобанк, мне пришлось освоить множество новых знаний и навыков. Имея сегодняшний опыт, я бы делал все раз в 5 быстрее. Это был долгий процесс, но я рад, что я его прошел. Потому что это бесценный опыт во всех смыслах.

У каждого человека, даже юриста, есть небольшая творческая жилка. В январе будет 10 лет, как я купил более-менее приличную камеру, очень много путешествовал, снимал, что-то получалось, что-то нет. Потом попал на пару страйкбольных игор, мне это очень понравилось. Тут сошлось всего понемножку: приключения, любовь к оружию, любовь к риску. В общем, получилось так, что последние несколько лет меня увлекает именно военная тематика.

С момента, когда я начал продавать свои фотографии, на разных фотостоках было продано уже порядка 90 тысяч лицензий на мои снимки. Когда в моем архиве накопилось много нишевых снимков, задумался, почему бы не открыть собственный фотобанк на военную тему.

Это звучит легко на словах, но на самом деле это очень долгий процесс, как и запуск любого бизнеса. Особенно бизнеса, в котором ты совершенно не знаешь техническую сторону. Домен я купил в 2015 году. Подбор, оценка, проверка скрипта заняли несколько месяцев. Я вкладывал в проект исключительно свои средства, поэтому каждую сотню долларов не хотелось тратить зря.

Большинство платежных систем сейчас предоставляют модули, которые ты просто вставляешь себе на сайт и оно работает само по себе. Если бы я это знал два года назад, все было бы гораздо проще. Потому что я в конце концов остановился на скрипте, который изначально был заточен под продажу фотографий, но потом его доработка потребовала дополнительных вложений. Опять же, это все опыт.

Сначала я разбирался со скриптом сам, потом нанял программиста, потом дизайнера, процесс развития сайта идет постоянно. Программиста было найти очень сложно. Искал месяца четыре. Пробовал через биржи фриланса, по знакомым… Многие программисты предпочитают работать не в Запорожье, к тому же, я мог оценить их работу только постфактум.

Сейчас в банке – порядка 3500 фото. По меркам классических фотобанков это капля в море. Но я делаю ставку на нишевость. Это все только мои авторские фотографии. Когда я выведу проект на какую-то окупаемость, займусь привлечением посторонних людей. Сейчас мне проще развивать это как личный проект фотографа Олега Забелина. Это пока нельзя назвать заработком, это скорее амбиции, задел на будущее. Доход мне сейчас приносят другие вещи. Но безусловно когда-нибудь это станет прибыльным и тогда я начну приглашать сторонних фотографов.

Таких военных фотобанков в мире нет. Есть несколько ресурсов, где люди могут получить легальные фото на военную тематику. Первое – это классические фотобанки, их очень много, в их базах сотни миллионов фото. Второй – это персональные сайты военных фотографов. Есть люди, которые работают на заказ, снимают для каких-то компаний снаряжение, оружие и так далее. Фотобанки военные существуют, но это немного другой сегмент, это так называемые макростоки. Если коротко, то это очень дорого и очень эксклюзивно. Цены на фотографии там доходят до 1,5 тысяч долларов. Я работаю не в этом сегменте, у меня микростоковый сегмент. Это не те цены и речь не идет об эксклюзивности.

Среди моделей для моих фотографий есть военнослужащие, но я их снимаю в обстановке реконструкции, на войну не езжу. На фотографиях они, как правило, изображают не украинские войска. Это страйкбол, реконструкторы. Форма и снаряжение, за редким исключением, принадлежит ребятам, которых снимаю. Иногда она предоставляется заказчиком, если речь о коммерческой съемке.

В среднем, фотография стоит нескольких центов и до серьезных сумм. Мои снимки, в основном, покупают иностранные сайты для иллюстрации новостей на военную тематику. Бывало, я находил фото на обложках книг, на дисках с фильмами. Но в основном, это новости.

Проблема с несоблюдением авторских прав в Украине существует. Но к чести некоторых покупателей, могу сказать, что ситуация улучшается. Во Львове например есть оружейный магазин, я нашел там свою фотографию на уличном ситилайте, связался с ними и узнал, что фото они купили, а не украли. Постепенно это входит в привычку. Причем, не потому, что за это наказывают, а просто потому, что у людей появляется культура и уважение к чужому труду. Это намного больше радует, чем разные антипиратские законы.

Сейчас я начал задумываться над поиском инвестора. Это позволило бы серьезней раскрутить сайт, привлечь траффик. И мне крайне необходим грамотный маркетолог, его тоже, надеюсь, можно будет нанять на привлеченные средства.

Конечно, я думал о том, чтобы переехать из Запорожья, но есть вещи, которые меня здесь держат. Я сторонник того, что из родного города надо уезжать только в самой крайней ситуации. Как бы там не было, родной город – это всегда лучшее место в мире. Но если будет по-настоящему достойная причина для этого, я не исключаю, что могу уехать.

В любом деле главное сделать первый шаг. Как только ты его делаешь, у тебя за спиной вырастают крылья и ты понимаешь, что все проблемы, которые возникают, тебе по плечу. Или наоборот – что не по плечу, но тогда ты получаешь опыт и понимаешь, куда лезть не надо. У меня были в жизни такие проекты, которые проваливались. Да, я что-то терял, но это не конец жизни. Даже потерять работающий бизнес – это не конец жизни. Все, что с тобой происходит – ценный опыт.

Записала Татьяна Гонченко,

фото Славы Чиженка,

военные фото – Олега Забелина