Как там у соседей: репортаж о том, как отстраивают инфраструктуру в Донецкой области, – ФОТО

Корреспонденты 061 побывали в пресс-туре по Донецкой области. Мы увидели, как строят инфраструктурные объекты у них, и сравнили с тем, что происходит у нас, в Запорожской области.

Между Запорожьем и Краматорском всего 200 километров, но прямых поездов туда нет. Приходится ехать в Днепр, а там в час ночи садиться в проходящий поезд. В 5 утра, еще затемно приезжаем в Краматорск. На вокзале нас встречают представители пресс-службы Донецкой ОГА. Журналистов из разных регионов страны должно быть целых 49, пресс-тур организовала местная обладминистрация, чтобы рассказать о том, что бюджетные и грантовые деньги в Донецкой области тратятся не зря.

Понятно, что рассказы властей нужно делить на два, но побывать в соседней области все равно интересно. Тем более, что ее часть успела побывать под так называемой "ДНР", была освобождена украинскими войсками, и теперь ее отстраивают после обстрелов.

Нам собираются показать мобильную установку для утилизации ртутных ламп, строящийся полигон, несколько опорных школ, новую пожарную часть, центр административных услуг, восстановленный мост и общежитие для переселенцев. И все это за два дня.

Машина для утилизации ртутных ламп

Выезжаем из Краматорска в сторону Дружковки. На выезде из города, на территории будущего полигона ТБО стоит мобильная установка для утилизации ртутных ламп. Работать она еще не начала, но уже готова к эксплуатации, осталось пройти ряд бюрократических процедур.

Машина будет базироваться в Краматорске, но может ездить по всей Донеччине и даже приезжать в соседние области. Работает это так:

  • в соответствующей камере от ламп отделяют стекло, металл, порошок-люминофор и ртуть;
  • стекло и металлические части обрабатываются в термокамере, чтобы испарились остатки ртути и отгружаются в контейнеры;
  • порошок люминофора фильтруется, отделяется и собирается в специальных пакетах;
  • ртуть охлаждается и подается в фильтр с активированным углем, где оседает.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Машину купили за 31,8 миллиона гривен. Деньги – из областного экологического фонда. В дальнейшем предполагается, что машина будет самоокупаемой – за счет продажи вторсырья, которое образуется после переработки ламп.

В чем подвох?

Машина, которую купили, как новую, судя по всему, не такая уж и новая. Во время пресс-тура местный журналист Андрей Романенко заметил, что на ней указан 2012й год выпуска.

Кроме того, власти позиционируют ее как "первую в Украине", хотя аналогичная система уже давно работает во Львове. Еще в октябре 2015 года там запустили соответствующую линию по переработке ртутных ламп, а с января 2016 года два мобильных буса ездят по Львову и собирают лампы у населения. Причем, все это было сделано за средства ЕС. Когда 061 задал этот вопрос, замгубернатора Донецкой области ответил, что, мол, "во Львове – жалкое подобие". Возможно, из-за мощности. Если краматорская машина может перерабатывать до 5000 ламп в час, львовская линия – всего 800 в час.

А как у нас?

Депутат Запорожского горсовета Екатерина Константинова еще в прошлом году предлагала разработать программу по утилизации люминисцентных ламп. Такой проект решения несколько раз выносился на сессию, но так и не был проголосован. На этом тема затихла и больше не поднималась.

Мусорный полигон

Тут же рядом строят полигон твердых бытовых отходов. Запустить в эксплуатацию его обещают в ноябре. Такие же хотят построить в Волновахе, Курахово и Мариуполе. Кроме того, в области обещают построить 5 мусороперерабатывающих заводов.

Полигон в Краматорске будет занимать 15,7 гектар.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Оборудование полигона обойдется в 94 миллиона гривен. В эту сумму войдет покупка нескольких бульдозеров, трактора и поливочного автомобиля.

В чем подвох?

Построить и полигон, и завод по переработке мусора жителям Краматорска обещают годами. Даже если продемонстрированный журналистам полигон достроят в срок до ноября, он все равно не предполагает раздельного сбора мусора. Это – устаревший тип полигонов, не предусматривающий сортировки отходов. Все ТБО по-старинке будут сбрасываться в кучу, пока полигон не заполнится и не возникнет необходимость строить еще один.

Хотя власти Донецкой области и заявляют о том, что они работают в направлении сортировки мусора, но дальше слов пока дело не идет.

А как у нас?

Единственный действующий полигон в Запорожской области работает с 1952 года. По предварительным подсчетам, места на нем хватит еще лет на десять. Другой полигон закрыт с 2007 года из-за его переполненности.

В 2012 году неподалеку от кладбища Святого Николая начали строить еще один полигон, но спустя 5 лет его так и не открыли.

О сортировке мусора у нас тоже пока не говорят. Этим занимаются только отдельные активисты, на энтузиазме.

Общежитие для переселенцев

Это общежитие построили в Бахмуте, потому что здесь было рекордное количество переселенцев. Когда-то здесь тоже было общежитие, но здание уже много лет стояло в руинах.

После реконструкции общежитие передали Горловскому инязу, который переехал в Бахмут. С неподконтрольной территории в Украину перебрались около 80% учителей и студентов этого вуза. За проживание в отремонтированном помещении переселенцы платят около 400 гривен в месяц.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Реконструкция обошлась в 21,8 миллиона гривен. Деньги были выделены из госбюджета – в основном, это те деньги, которые раньше выделялись территориям Донецкой области, которые сейчас неподконтрольны украинской власти.

А как у нас?

Переселенцев в Запорожской области не так много, как в Донецкой, но общежития для них тоже реконструировались – еще в 2014-м и 2015-м годах, а в Запорожье за грантовые средства построили мобильный городок для ВПЛ.

Опорные школы

Опорными называют школы в больших селах и райцентрах, в которых будут учиться школьники из ближайших сел. Это – новшество министерства образования. Ребята пойдут в эти учебные заведения потому, что в их селах школы из-за слишком маленького количества учеников – «оптимизировали», то есть, оставили только младшие классы.

Предполагается, что начальная школа останется возле дома, а учеников средней школы будут подвозить в опорные школы, где работают лучшие учителя и есть нужное для обучения оборудование. Вместе с тем, создание сети опорных школ возможно только при условии качественной организации подвоза детей, что предполагает наличие школьных автобусов и отремонтированных дорог.

В Донецкой области уже открыли 4 опорные школы. Нас повезли в две из них, самые лучшие. Одна из них – Билбасовская школа в Славянском районе.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Реконструкция школы обошлась в 16,5 миллионов гривен. Деньги были взяты из остатков местных бюджетов тех населенных пунктов, которые сейчас неподконтрольны украинской власти, а также частично из областного бюджета.

В чем подвох?

Как пишут местные СМИ, школу в Билбасовке открыли без пожарной сигнализации. Ее только начали проэктировать, хотя в школе уже учатся дети. После ситуации со сгоревшим лагерем в Одессе, где погибли трое детей из-за того, что пожарная сигнализация была отключена, это страшный факт.

Кроме того, краматорский журналист Андрей Романенко заметил, что краны в школе уже ржавые, хотя работает она только 2 недели. Судя по всему, кто-то сэкономил, установив бу сантехнику, вместо новой.

Кроме того, стенд "партнери та благодійники нашої школи" с портретами губернатора и других чиновников, который обустроили на самом центральном месте в холле учебного заведения – мягко говоря, лишний.

***

Вторая опорная школа, которую нам показали, находится в Дружковке. Это небольшой городок на 70 тысяч жителей.

В школе мультимедийные доски и ноутбуки, в каждом классе проектор, а в кабинетах физики, химии и труда – современное оборудование для изучения этих наук.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Реконструкция дружковской школы стоила 47 миллионов гривен. Средства взяли из остатков местных бюджетов тех территорий Донецкой области, которые сейчас находятся на неподконтрольной территории.

В чем подвох?

Месяц назад сюжет об этой школе снял 1+1

Кстати, по словам местных жителей, после сюжета директрису школы загнобили чиновники – из-за того, что она "посмела" так откровенно разговаривать с журналистами. В подтверждение этих слов во время пресс-тура на встречу с нами выходит замдиректора. На вопрос "А где директор?" получаем ответ "Расстреляли". Судя по всему, в этой шутке не так уж много от юмора.

Обвинения журналистов 1+1 чиновники отметают. Говорят, что критика надумана и притянута за уши.

А как у нас?

В Запорожской области про опорные школы говорят с прошлого года. Обещают тоже современные компьютеры и свежий ремонт.

По отчетам чиновников, в 2016 году в области были созданы и начали функционировать как опорные школы Алексеевская Смирновского сельского совета Бельмакского района, учебно-воспитательный комплекс «Основа» Преображенского сельского совета Ореховского района, Черниговская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней им. А.М. Темника Черниговского районного совета и Новониколаевская специализированная общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 1.

С 1 сентября 2017 года были открыты три опорные школы в Пологовском и Приазовском районах.

О внешнем виде этих школ мы ничего сказать не можем. Но судя по тому, что губернатор не хвастался фотографиями этих школ, вряд ли они выглядят образцово-показательно.

Мост за 3,5 месяца

Этот мост в Славянском районе был практически полностью уничтожен во время боев с оккупантами. На протяжении двух лет мост был в разрушенном состоянии, а машины ехали через понтонный.

Мост был восстановлен в прошлом году, буквально за 3,5 месяца.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Восстановление моста обошлось в 34,8 миллиона гривен. Из них большую часть выделило государство из фонда регионального развития, 3,4 миллиона добавили из областного бюджета.

В чем подвох?

Как рассказывают местные журналисты, мост так спешили построить к приезду президента, что работы вели в лютый мороз. А территорию возле моста никак не приведут в порядок – там до сих пор работает техника, котрая должна расчистить русло реки и забетонировать откосы.

А как у нас?

Наш мост конечно масштабнее, но строят его вот уже 18 лет. И пока особых продвижений не видно.

Сад Бернацкого

Обновленный городской парк в Краматорске открыли год назад – в сентябре 2016 года. Там отремонтировали дороги, поставили спортивные и детские площадки, оборудовали велодорожки с соответствующими знаками, установили новые лавочки и урны.

Сколько это стоило и откуда деньги?

На реконструкцию парка было выделено 23 миллиона. Деньги взяты из областного экологического фонда. На сегодняшний день потрачено только 18 миллионов, остальные средства пойдут на вторую очередь реконструкции.

В чем подвох?

Велодорожки в парке не везде отделены от пешеходных дорожек, хотя ширина позволяла нанести соответствующую разметку и не заставлять велосипедистов и пешеходов мешать друг другу.

Кроме того, целый год после официального открытия парк никак не могли ввести в эксплуатацию.

А вторую очередь реконструкции вот уже год никак не начнут.

А как у нас?

Городским парком в Запорожье считается "Дубовая роща". За один только проект ее реконструкции власти планируют заплатить 12 миллионов. Еще 200 тысяч получил победитель конкурса эскизов. В целом же на реконструкцию парка потратят четверть миллиарда гривен. Это примерно в 11 раз больше, чем было выделено на краматорский парк. "Дубовка" конечно побольше размерами, но все равно разница сумм впечатляет.

Центр предоставления административных услуг

В 70-тысячной Дружковке буквально три месяца назад открыли обновленный центр административных услуг. Здесь есть электронная очередь, тактильная плитка для незрячих и детский уголок.

Сколько это стоило и откуда деньги?

Капитальная реконструкция здания под ЦНАП обошлась в 12,7 миллиона гривен. Это грантовые средства ЕС.

А как у нас?

Центры предоставления административных услуг в Запорожье тоже есть. И даже выглядят они прилично. Но тактильная плитка для незрячих в дружковском ЦНАП нас поразила – в нашей области мы такого нигде не видели.

***

Общее впечатление

Честно говоря, мы ожидали, что Донецкая область – край уныния и разрухи. Оказалось, что все не так плохо, а местами даже лучше, чем в Запорожской области. Разумеется, журналистам показывали только самые "причесанные" объекты. Да и уровень "показухи" зашкаливал – в одной из школ, впециально к приезду журналистов, всех учеников нарядили в вышиванки, а посреди поля возле отстроенного пожарного центра нас даже встречали девушки в национальной одежде и с караваем. Пора бы уже отходить от таких "совковых" традиций. Это неуместно, даже когда делается с украинским колоритом.

P.S. На заметку Запорожской ОГА: мы были бы очень непротив съездить в аналогичный пресс-тур и посмотреть строящиеся инфраструктурные объекты в родной Запорожской области – опорные школы, ЦНАПы и общежития для переселенцев, чтобы сравнить, как это выглядит у нас.

Татьяна Гонченко, фото автора