Как в индийских школах учатся дети из бедных семей: репортаж из Бодхгаи , – ФОТО

От редакции:Запорожанка Полина Положенцева недавно побывала в Индии и написала для 061 красочный репортаж об индийской школе, в которой побывала. Текст получился длинный и эмоциональный – как раз для прохладного осеннего субботнего дня.

О чем я говорю, когда говорю об индийской школе

Несколько дней назад получила электронное письмо от своего индийского друга Баблу. В нем – видео ролик, снятый в школе Бодхгая. Кто не знает, по приданиям, в этом городе Будда достиг Просветления или состояния истины. И теперь это туристическая мекка для тех, кто верит в свой собственный ум больше, чем во Всевышнего.

Видеоролик призывает индийских детей соблюдать правила гигиены.

Помните, раньше в школьных лагерях была популярна песня (а, может, популярна и сейчас) «Если весело живется, делай так» (и три хлопка в ладоши). На индийских просторах эта мелодия также известна. Только смысл в песню жители Азии вкладывают иной.

«Если сходил в туалет, помой руки. Если погладил собаку или кота, помой руки!».

При этом дети танцуют и призывают повторять слова за ними. Припев простой и «прилипающий»:

«Namaste! Taj Mahal! Ride а bike! Washing clothes!». (Привет! Тадж Махал! Катайся на велосипеде! Стирай одежду!)

И все бы ничего, но в ролике принимали участие не маленькие посетители детских садов, а ученики средней школы. Все они пришли сюда добровольно, а некоторые – даже вырвались с боем.

Дело в том, что в Индии среднее образование не является обязательным. Некоторые родители считают это пустой тратой времени. С их легкой руки, дети с самого детства подрабатывают на полях, в мастерских, кафешках и др., лишь тайком мечтая прочитать содержимое журнала, билборда… И этот материал как раз о том, как мечты малышей сбываются.

Намасте и ом

Сразу стоит немного рассказать о том, как завязалась наша дружба с Баблу.

В этом году мне посчастливилось побывать в самой загадочной и противоречивой стране Азии – Индии. При подготовке к длительной поездке, я изучила все фильмы и программы об обычаях, менталитете, правилах поведения в стране восходящего солнца… Друзья, побывавшие в Индии ранее, не упускали случая рассказать «страшилки» об антисанитарии и убогости этой страны. И, забегая вперед, это все оказалось правдой! Только вот, сидя на диване дома и рассекая на байке по полям Бодхгаи, совершенно по-разному относишься к понятию чистоты.

Почти неделю мы прожили в городе Просветления. Это был второй по счету населенный пункт, который посетили в течение месячного путешествия. После шумной и беспорядочной столицы Дели, Бодхгая показался просто оазисом.

Часть населения города – тибетцы, бежавшие с родной страны после оккупации. Представители загадочной национальности обладают внутренним чувством такта и тягой к чистоте. Во многом их присутствию город обязан уютной атмосферой.

В Бодхгае туристы не испытывают ужаса при мысли о приеме пищи. Приготовлением еды здесь занимаются не неряшливые индийцы, а вышеупомянутые тибетцы. С первого дня нам сразу полюбилось заведение с экзотическим (для нас) названием «Ом кафе».

Этому место, к слову, мы обязаны и знакомством с Баблу. Точнее, Баблу – знакомством с «Ом кафе». Сейчас уже сложно вспомнить, что было первым. Но правда в том, что либо в кафе нам посоветовали сходить в магазин, который держит индийский бизнесмен, либо – наоборот.

Да, Баблу открыл в центре Бодхгая продуктовый ларек. Его плюс – в наличие фиксированных цен, которые не ползут вверх при виде белокожих покупателей. Индиец был ранее знаком с двумя членами нашей группы – парочки из Киева. Также он заочно знает нескольких моих друзей (в том числе и запорожцев).

– Намасте! – Баблу одинаково приветлив со всеми. Его английский – достаточно хорош для того, чтобы завязать дружбу с европейцами. Наша подруга – учитель английского языка из Хмельницкого Елена тут же приветливо начала отвечать на его вопросы.

Правда, «индийский английский» не всегда легко уловить на слух или перевести. Азиаты не слишком заморачиваются во время построений предложений. Нередко, из фразы могут пропасть подлежащее и сказуемое, а иногда – и то, и другое…

О том, что он организовал школу, Баблу признался сразу же. Индиец пригласил нашу группу проведать детей. И даже взялся самостоятельно нас доставить к храму Мельпомены (или Ганеши, например:).

– А можно, а можно я с вами? – тут же спрашиваю шепотом у Лены, торопливо добавляя, что английского языка почти не знаю.

– Конечно! – радушно соглашается Баблу, ненароком подслушав мою просьбу. Поехать в школу решают еще несколько украинцев, но по пути их планы немного меняются…

Мы договариваемся встретиться на следующий день возле магазина. Оттуда Баблу на своем байке везет нас в учебное заведение.

+ 55, пора надевать свитера!

Ни у кого не вызовет удивления, если две украинские девушки и парень решат прокатиться на байке по центру Киева. Совсем другая ситуация в Индии.

Там для местного жителя появиться на улице с представительницами другой национальности – это джекпот. А если на одной из них удастся жениться – тогда это джекпот длиною в жизнь. Дело в том, что азиатское общество до сих пор живет по кастовой системе. А подобный брак является билетом, так сказать, на верх. Жена-европейка может помочь перейти на касту выше. И в дальнейшем получить право на более оплачиваемую работу и другие привилегии.

Так что, представьте себе, как счастлив был Баблу, везя нас по Бодхгаю… Кстати, дороги в городе оставляют желать лучшего. А коррупция процветает также, как и в Украине. Японцы не раз предпринимали попытки вложить деньги в обустройство индийского государства. Они хотели отреставрировать древние памятники и создать комфортный подвоз к ним. Но местное правительство успешно присваивало выделенные средства. Одного такого мэра – «хозяйственника» за воровство удалось сместить с должности. Только он недолго думая привел к власти свою жену…

По дороге Баблу торопливо рассказывает о своем детище. Школа была открыта 15 лет назад – в далеком 2002 году. Существует заведение на средства спонсоров. Основная масса учеников – дети из бедных семей, которые не могут себе позволить платного образования.

– Для них все бесплатно, и униформа, и питание… – делится Баблу. – На данный момент у нас учиться 300 учеников, в возрасте от 6 до 15 лет.

В пути периодически встречаются места, где нагруженный байк не может проехать. Тогда Баблу спрыгивает со своего «железного коня» и галантно подает нам руку. Мы слезаем с транспорта. Индиец преодолевает сложный участок и не менее галантно помогает нам вернуться на нагретые места.

Чтобы не упасть с байка, я приобнимаю Баблу за спину. Он заметно напряжен. Вспоминаю о том, что в индийском обществе мужчина редко позволяет себе даже взять женщину под руку. А объятия подобного плана могут приравнивать к интимным отношениям.

Но что тут поделаешь? Выбор не велик: либо интим, либо падение с байка…

А вот отношения между мужчинами в Индии намного теплее, чем мы привыкли видеть на Родине. При встрече они целуются, держатся за руки или обнимаются. Не редко можно встретить в кафе закадычных друзяк, выражающих чувства таким способом. При этом их никто не подозревает в нетрадиционной ориентации. Уж слишком правильные воззрения имеют индийцы.

В размышлениях о рамках приличия я провела всю оставшуюся дорогу.

Школа располагается в 30-ти минутах езды от центра Бодхгаи. О том, что мы подъезжаем, я поняла еще издалека. Из окон заведения выглядывали дети из разных классов. Они кричали и махали руками. Сначала не верилось, что все эти знаки внимания оказываются нам.

В украинских школах так не встречают даже министров.

Но когда Баблу помахал ребятам в ответ, все стало на свои места.

– Они вас очень ждут! – доверительно поведал индиец.

Мы неспешно слезли с байка. В это время дети выстроились возле ворот.

– Хэллоу-хай! – слышалось со всех сторон. Это еще одна странность (или изюминка) «индийского-английского», одного приветствия местным жителям кажется мало.

– Хау ар ю? – дергает меня за кофту 6-ти летний мальчик с огромными карими глазами.

– Айм ок, энд ю?

– Хау ар ю? – с другой стороны подходит девочка с двумя туго заплетенными косами.

– Айм ок!

В общем, моими делами поинтересовались все ученики, которые находились в школе. Вереницу вопросов выдержала также и Лена.

– В какой класс вы пойдете? – спросил у нас Баблу.

– Не знаем. А в какой надо?

– Ну, идите в 4-ый.

Звонок в индийской школе звонит также пронзительно, как и в любой украинской. Дети тут же суетливо стали разбегаться по кабинетам. Что интересно, дверь каждого из них оставалась открытой настежь. Это помогало хотя бы немного спастись от изнурительной жары.

Термометр в это время показывал +40. Но униформа учеников была, казалось, к ним беспощадна. Бледно-голубая рубашка с длинным рукавом и красный сарафан – у девочек, рубаха и брюки – у мальчиков. Некоторые ученицы даже умудрились надеть теплые колготки.

Феномен «кутания» я узнала гораздо позже. Дело в том, что +40 для индийцев – приравнивается к достаточно прохладной погоде. Для сравнения, летом, в Бодхгайа, термометр показывает до +55.

А когда человек долго находится в однотипных климатических условиях, организм самостоятельно определяет что такое «тепло», а что такое «холодно».

Девочки – направо, мальчики – налево

– С вашего позволения, я вас покину, – наша растерянность Баблу не смутила. Хотя оставить нас в гуще событий – это лучшее, что он мог сделать.

Нужная нам аудитория находилась на втором этаже. Всего их в школе – 4. Любимым местом для тусовки на переменах стала также и крыша. В более прохладное время на ней тоже проводятся занятия.

Мы с Леной зашли в класс. Я сразу заняла место за последней партой, всем видом показывая, что со мной говорить не о чем. Дети ежеминутно оглядывались в мою сторону и махали руками (и так продолжалось весь урок).

– Привет, меня зовут Лена, – представилась Лена.

– Как? – удивились дети.

– Л-Е-Н-А! – нараспев повторила она. А затем написала свое имя мелом на доске. – А теперь по очереди скажите, как вас зовут.

И вот после этих слов начался наш персональный ад. Потому что как бы мы ни старались, не смогли запомнить ни единого имени. В свое оправдание скажу, что каждый ученик имел не менее 3-4 имен.

Ребята вставали со своих мест, представлялись и садились обратно. Все это происходило без шума и лишних телодвижений. В какой-то момент, я даже представила, что мы пришли в гости к роботам. Создалось впечатление, что где-то за стеной притаилась Мэрри Поппинс, усмиряющая школьников одним взглядом. Или, как выяснилось позже, одним ударом ( и совсем не зонтиком). Но вернемся к этому через несколько абзацов.

Не перелистывайте.

Все ученицы класса сидели по правую сторону, а ученики – по левую. Делить столь с представителем другого пола в индийской школе считается неприличным.

А вот на переменах мальчики с удовольствием общались с девочками, играли в догонялки или просто весело болтали.

В классе присутствовали около 20 человек. Дети принадлежали к разным возрастным группам. Здесь можно было встретить скромных девочек с туго заплетенными косами и 16-ти летних парней с ломающимися голосами. Последние, по классике жанра, разместились за последними партами.

Ради престижа в учебные заведения обычно идут учиться только дети из состоятельных семей. Школа Баблу является скорее исключением из устоявшегося правила.

Для того, чтобы она функционировала в обычном режиме, пришлось «попотеть» нескольким местным меценатам, со временем к ним присоединились неравнодушные люди из других городов и стран. Созданная школа позволила грызть гранит науки детям из семей с очень скромным достатком.

Перед поступлением каждый из них проходил тестирование, по результатам которого находил свой класс.

На данный момент ребята изучают 12 предметов. Среди них: математика, история, астрология, хинди… Также школьники осваивают древний язык, на котором написаны многие религиозные тексты – санскрит. При этом жалуются, что это бесполезная трата времени. Мол, санскрит – очень сложный и в бытовой жизни совершенно бесполезный.

А теперь вернемся к обещанной истории про Мэрри Поппинс.

Посреди урока я вышмыгнула в коридор в поисках глотка воды. И передо мной предстала совсем не мирная (с точки зрения европейского обывателя) картина.

На первом этаже в самом разгаре шел урок для шестилеток. Дети сидели вокруг учительницы средних лет просто на земле. Причем никто из них не догадался подложить под мягкое место хотя бы газету или учебник. Школьники удобно устроились в пыли, чувствуя себя при этом, как рыбы в воде.

В центре круга стоял один из учеников и и бодро декларировал строки, напоминающие стихотворение. Каждое предложение за школьником повторял хором весь класс.

А тем временем наша Мэрри Поппинс ходила между учениками с предметом, напоминающим огромную линейку. Детям, которые смотрели по сторонам, сутулились или неправильно произносили слова, тут же прилетало «на орехи». Никто из них не возмущался и не плакал. Напротив, наказанные – пытались проявить себя наилучшим образом, чтобы больше не получать.

Вот так был раскрыт секрет послушания наших четвероклашек.

Париж? Не, не слышали

Забыв о том, что мне хотелось пить, я поспешно вернулась в аудиторию. Тем времен Лена подняла в классе тему путешествий.

– Я приехала из Украины, – радушно сообщила она ученикам, – Знаете, где это?

– Неееет!

– Это страна, которая находится в центре Европы. Там солнце светит не круглый год. Зимой в Украине выпадает снег . Вы видели когда-нибудь снег?

– Неееет!

– Он белый и холодный.

После этого Лена озадачила школьников еще одним вопросом.

– А вы любите путешествовать?

– Даааа!

– В каком месте планеты хотели бы побывать? Отвечайте по очереди!

– Я бы хотела поехать в Дели, – робко заявила девочка с первого ряда.

– А я – на Гоа, – задумавшись, ответила ее соседка.

– Я тоже в Дели, – эстафету приняла школьница со второй парты.

– Я поехала в Агру, чтобы увидеть Тадж Махал…

Лену немного удивили мечты, не вырывающиеся за пределы Индии, и она тактично уточнила:

– А вы изучаете географию?

– Даааа!

– Тогда, может быть, хотели бы посетить Париж? Увидеть Эйфелевою башню?

– Ну, да… – послышались робкие голоса учащихся.

– Или Лондон? Знаете, там находятся самые известные часы в мире…Биг бэн…

– Да, да… – голоса стали еще более робкими.

В классе воцарила короткая пауза, которую бодро прервал юноша с бархатным баритоном:

– А я все равно хочу в Дели!

Радость общения и близость ступы

Позволю себе авторское отступление в этом месте. Жители Индии в большинстве своем ведут оседлый образ жизни (о безвизе им и мечтать пока не приходится:).Поездка в соседний город для азиатов – сродни авантюре. Они смутно представляют себе, что всего несколько сотен километров их отделяют от таинственных Гималаев, где раскинулось соседнее государство – Непал.

Кстати, непальцы, также нелегки на подъем. Раньше они с особым рвением посещали место Просветления Будды , а именно, ступу Махаботхи. Пока одна уважаемая семья не построила ее копию посреди Катманду (столицы Непала). В работе принимали участие ее несколько поколений. И когда, наконец-то святыня была построена, ее разрушило…землетрясение. Сейчас Махаботхи-2 закована в строительные сваи. Местные жители говорят, что среди непальцев не нашелся мастер, готовый взяться за реконструкцию ступы. Поэтому, возможно, в скором времени, жители гор снова услышат от индийцев: «Велкам!».

На примере нашей школы, сделала вывод, что сами бодхгайцы не сильно понимают сакральное значение святыни. Они молятся Будде, как Христу. Хотя во всех текстах ясно сказано, что Будда был человеком, демонстрирующий потенциал ума.

О восточных медитациях местные тоже мало что знают. Хотя мантра любви ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ (или 2-ой ее вариант – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ ) тут на слуху.

– У вас есть брат или сестра? – вдруг звонко на правильном английском задает Лене вопрос одна из учениц. Остальные девочки приглушенно хихикают.

– Да, у меня есть сестра.

– Всего одна?

Девочки хихикают звонче.

– А у тебя? – любопытная школьница поворачивает голову в мою сторону.

– Я тоже имею одну сестру.

Класс взрывается смехом.

Дальнейший опрос проясняет его причины. Каждый присутствующий ребенок имеет от 5 до 10 братьев и сестер.

– Они все тоже ходят в школу?

И ответ «да» проскакивал не часто и далеко не у всех учеников.

Лена прощупывает почву и задает довольно каверзный вопрос о распорядке дня школьников. Выясняется, что практически каждый из них встает с кровати в 4-5 утра. Ранний подъем обусловлен сложной дорогой в школу. У части детей переезд занимает около 2 часов. Это касается тех, кто живет за пределами города – в маленьких деревушках.

Вместо запланированных 45 минут, мы просидели с 4-ым классом два часа. Поэтому времени посетить остальных школьников у нас не было.

На перемене мы спустились во двор и застали обеденный перерыв индийцев. Столовой, как таковой, у них не предусмотрено. Дети выстроились в длинную очередь, в начале которой сидел Баблу у большого котла. Он угощал детей ароматной кашей. Взяв свою порцию, каждый искал уютное местечко во дворе (на лестнице, в классе или просто на земле).

– В следующий раз ты обязательно должна рассказать нашим детям о журналистике. Учи английский язык! – напутствует мне Баблу.

– Я с радостью! – отвечаю. И понимаю, что совсем не кривлю душой. Поделиться знаниями с индийскими детьми – это счастье. Рассказать им о снеге – это счастье. Сделать 100 селфи со всеми учениками – это счастье в квадрате.

Кстати, фотографироваться школьники очень любят. Завидев камеру, они тут же пытаются попасть в кадре, иногда снося при этом всех остальных на своем пути. Но где можно увидеть фотографии, маленькие бодхгайцы не спрашивают.

В этом городе мало кого можно увидеть на улице со смартфоном или планшетом.

Индийцы не привыкли уходить от реальности в онлайн, пусть из-за низкого уровня жизни, но это помогло сохранить им традиционные ценности и умение наслаждаться простыми вещами.

Полина Положенцева

P.S. Все желающие могут связаться с Баблу в соцсетях и оказать школьникам на другом конце мира посильную помощь: финансовую, интеллектуальную или просто написать слова поддержки.