С Мариной Кудерчук, и. о. директора “Довженко” мы встречаемся в ее офисе, который находится в соседнем с кинотеатром здании. Поводом для интервью стала недавняя история с российским фильмом “Крым”, который проанонсировали на старом сайте кинотеатра. До этого был еще один скандал – с фильмом “Червоний”, который якобы отказались показывать в “Довженко”. Пока проходим в кабинет, Марина Кудерчук рассказывает, что в кинотеатре открыты вакансии экономиста и юриста…
– После вашего назначения ходили слухи, что наоборот в кинотеатре начнутся сокращения (Марина Кудерчук стала и.о. директора “Довженко” в июне текущего года, – прим. 061).
– Небольшое сокращение прошло, буквально процентов 5. Но средний возраст людей, которых мы сократили – 70 лет.
– Кем они работали?
– Например, у нас было три инженера. Сейчас один. Кроме того, у нас были и дежурные и контролеры. Нет необходимости, чтобы один человек стоял на одной двери на входе, второй человек – на второй двери.
– До недавнего времени у “Довженко” часть вывесок были нарисованы вручную, и с этого многие смеялись… Этим занимался штатный художник?
– Эта практика уже закончилась. Как только я пришла работать в кинотеатр, попросила, чтобы в типографии нам просчитали, сколько будет стоить печать афиши. Теперь мы сократили художника, такой должности теперь нет.
– Художнику тоже было 70 лет?
– Около того. Не хочу сказать ничего плохого, просто в наше время афиши уже никто не рисует. Кроме того, мы посчитали, что печать общей афиши для малого зала обойдется в 600 гривен в месяц. А минимальная зарплата у человека – 3200, плюс краски и холст надо купить. Даже если держать человека на полставки, все равно выходит дороже печати.
Говорят, что мы посокращали людей, а мы просто переоценили надобность некоторых должностей. У нас например до последнего времени была должность проверяльщик бобин. Сегодня, понятное дело, это не актуально.
– Что еще изменилось в кинотеатре с вашим приходом?
– Кассу сделали новую. Раньше она была с правой стороны от входа, и людям, чтобы купить билеты, надо было наклониться к маленькому окошку. Сейчас касса ровно напротив входа, билетер сидит за стеклом и они с посетителями лучше друг друга видят и слышат.
Хочется добавить света. Недавно у нас в холле появились картины запорожских художников. Мебель немножко обновили в холле. Там стояли стулья, но их было недостаточно, и это было неудобно. Сейчас поставили более удобную мебель.
– А самому зданию не пора делать ремонт?
– В первую очередь, нужно бы заняться коммуникациями. Они очень старые, 1961 года. Мы сейчас подготовили бюджетный запрос. Пока своими силами ремонтируем по чуть-чуть, но здесь нужен глобальный ремонт. Самая больная тема – это наши туалеты и подводы к ним воды. Все это очень затратно, поэтому пока мы составляем приблизительные сметы и будем просить деньги у города.
– Сколько нужно денег?
– Не могу сказать, я не техник, нужно составлять смету.
– Расскажите поподробнее о себе. До того, как стали и.о. директора, вы были заместителем директора. А давно работаете в кинотеатре?
– С марта 2017 года. Я пришла работать заместителем к Людмиле Николаевне (Зеленюк, – прим. 061) из расчета, что буду заниматься экономическими вопросами, привлекать инвестиции и параллельно подстраховывать в юридическом плане, потому что здесь не было юриста. Но как-то неожиданно для меня оказалось, что Людмила Николаевна уходит на пенсию. Честно говоря, было даже страшно становиться директором.
– А до кинотеатра вы чем занимались?
– Работала на госслужбе. Я много лет проработала в налоговой, в областной администрации, в экологический инспекции. Практически весь мой трудовой стаж прошел на госслужбе, в прошлом году защитила диплом магистра госуправления в академии при Президенте. Так что фактически я управленец. Наверное, поэтому меня сюда и привлекли.
– Расскажите поподробнее о ситуации с сайтом кинотеатра “Довженко”. О скандале с фильмом “Крым”, который проанонсировали на dovzhenko.zp.ua, написали многие центральные СМИ…
– Да, ситуация для нас очень неприятная. Ребята наполняли сайт dovzhenko.zp.ua длительный срок. Не могу сказать, какие там были договоренности, потому что это происходило еще до меня. Насколько я знаю, это было бесплатно. Они зарегистрировали на себя домен и наполняли сайт информацией – ставили афишу кинотеатра, и публиковали рекламу, на которой зарабатывали деньги. Кинотеатру это ничего не стоило. А в апреле Людмила Николаевна мне сказала, что у нас новый сайт dov.zp.ua. Ребята, которые вели старый сайт, по каким-то причинам не захотели с нами больше сотрудничать. Но при этом они дублировали с нашего нового сайта информацию на старый сайт. Потом они начали ставить не очень приличную рекламу. На телефонные звонки они не отвечали. Мы написали им письмо на электронную почту с просьбой переуступить домен. Но единственное, что они сделали – это убрали с сайта логотип кинотеатра.
Так что сайт dovzhenko.zp.ua не наш, и мы не имеем влияния на людей, которые его наполняют.
– Никто не знал о том, что у “Довженко” новый сайт. Например, на сайте мэрии такой новости не было, иначе ее растиражировали бы СМИ.
– Мы сделали страницу кинотеатра в Фейсбуке и написали там адрес нового сайта dov.zp.ua. Разослали письма нашим контрагентам, где указали новый сайт, начали публиковать этот адрес на афишах. Оповещали всех, как могли.
– Сколько человек работает в кинотеатре “Довженко”?
– После сокращения в штате стало 36 человек, по факту – 31.
– Недокомплект?
– Нет, просто некоторые совмещают.
– Сколько зрителей, примерно, ходит в “Довженко” каждый день?
– Сложно сказать, это очень зависит от сезонности, от раскрученности фильма, погоды и от того, будний это день или выходной. Есть статистика по месяцам. Например, в августе пришли чуть больше 5000 человек, в июне и июле – по 6200. В принципе, в среднем приходят 6 тысяч человек в месяц.
– А что больше всего смотрят запорожцы?
– На мультфильмы лучше всего ходят. Поэтому у нас сейчас каждый день обязательно есть хоть один мультик. Причем, на мультики ходят не только дети, но и взрослые.
Ну и на раскрученные фильмы ходят – “Пираты карибского моря”, “Валерьян”, это больше для молодежи.
– А украинские фильмы?
– Мы все украинские фильмы берем в прокат, но, к сожалению, наполняемость залов на них еще плохая. Если фильм идет в HD-формате, то стараемся показывать украинское кино в малом зале. Потому что когда на показе в малом зале сидят 10 человек, это не так обидно, когда столько людей в большом. Неплохо ходили на “Контрабас” Дзидзьо, но это развлекательная комедия. А вот на “Час хризантем” – хороший философский фильм – ходили как-то мало.
– Почему? Может украинскому кино не хватает рекламы?
– Рекламируем мы все фильмы одинаково – разыгрываем билеты в газетах и по телевизору, ставим афиши на сайте и в Фейсбуке… Когда украинские фильмы, особенно если допремьерный показ, стараемся давать заранее рекламу на телевидении, показ освещают в СМИ и рекламируют фильм. Но не знаю, почему залы не заполнены.
Есть публика, которая ценит конкретно украинское кино. Например, о фильме “Сторожевая застава”, который скоро должен выйти в прокат, люди уже спрашивают.
А вообще украинское кино сейчас в состоянии становления. Буквально 5 лет назад многих известных сейчас режиссеров и актеров еще никто не знал. Американских и европейских актеров узнают. Украинские – еще не так раскручены. Возможно, дело в этом.
Когда у нас шел фильм “Червоный”, состоялось только три показа за неделю, потому что на остальные просто не пришли люди.
– Кстати, хотела спросить об этом фильме. Кинотеатр “Довженко” обвиняли в том, что он отказался показывать этот фильм…
– У нас шли переговоры с кинокомпанией, нам ставили жесткие условия – мы должны были взять фильм на три недели, и на первой неделе сделать четыре сеанса в день в большом зале. Это для нас было накладно. Мы всего в день ставим 6-7 сеансов, мы даже блокбастеры не ставим по 4 сеанса в день. Мы все-таки коммунальное предприятие и должны думать о экономической составляющей. Поэтому мы просили более лояльные условия. Мы вели с ними переговоры, и дошли согласия, что берем его пробно на неделю на один сеанс в день, а если люди будут на идти, то продлим еще на неделю. Поставили хорошее время, разрекламировали, 24-го на премьеру раздали бесплатные пригласительные, а часть зала продали. Но все равно билеты не очень разошлись.
Потом фильм вышел в HD-формате и сейчас он у нас идет в малом зале. Потому что когда уже фильм у нас прошел, им начали интересоваться. Видимо те, кто ходили, посоветовали знакомым.
– Вы сказали, что “Довженко”, как коммунальному предприятию, нужно задумываться о финансовой составляющей. Кинотеатр сейчас самоокупаемый?
– Благодаря дотациям из бюджета, он не убыточный.
– А если бы не было дотаций? Был бы убыточным?
– Да.
– Почему? Частные кинотеатры же как-то выживают.
– У нас больше социальной составляющей. Те же украинские фильмы – частные кинотеатры их редко показывают, а у нас с начала года их было уже больше 20. Мы все украинские фильмы берем в прокат. Мы проводим много социальных проектов, благотворительные фонды у нас проводят мероприятия, мы делаем мероприятия для школьников, пенсионеров, ветеранов. Это проекты, на которых мы не зарабатываем. Но т.к. мы муниципальный кинотеатр, мы обязаны это делать.
– А есть в планах выведение кинотеатра на самоокупаемость?
– Конечно.
– Сколько времени для этого нужно?
– Надеюсь, что хотя бы к началу следующего года мы повысим прибыльность хотя бы процентов на 20-30. Мы все для этого делаем.
– Что делаете?
– Опять таки, и обновление внешнего вида, и больше рекламы. Участвуем в городских мероприятиях, где-то пригласительные раздают, где-то билеты разыгрывают. В первую очередь нужно больше в рекламу вкладывать, обучать персонал качественному обслуживанию, чтобы к нам хотелось возвращаться.
– Форсмажоры случаются?
– Вот 24-го числа (августа, – прим. 061) во время вечернего сеанса, при практически полном зале людей у нас произошел сбой техники. Фильм прошел буквально 10 минут и выключился. Большинство людей отнеслись с пониманием, но были такие, кто остался недоволен. Мы предлагали прийти по этим билетам на другой сеанс. Коллектив здесь ночевал – технику ремонтировали в авральном порядке, но на следующий день в 17 часов мы запустили сеанс.
– Кстати, сколько лет технике кинотеатра? Наверняка, старая?
– Нет, в большом зале у нас арендованная техника, ей лет 7-8.
– Почему арендуете? Это выгоднее, чем купить?
– Вопрос финансов. Это дорогое оборудование, у нас столько денег нет.
– “Довженко” был наверное единственным кинотеатром в Запорожье, где не показывали “Оно”. Почему? Этот фильм собирал полный зал во всех кинотеатрах…
– Мы решили отойти от принципа “все берут и мы берем”. На тот момент у нас была перенасыщенность ужастиками и боевиками. Захотелось больше доброго, светлого. А фильм “Оно” еще и длинный, и он у нас никак не становился в график.
– Сколько стоит лицензия на показ фильма?
– Не знаю, из того что слышала – в среднем, 200 тысяч гривен. Мы работаем с кинокомпаниями 5050. Когда появляется фильм, нам дают прокатное свидетельство на право показа на определенный период. Каждый день мы компании даем отчет – сколько сеансов прошло и сколько денег собрали. От общей суммы сборов мы платим 20% НДС, остальное делим пополам с кинокомпанией. Так работают большинство кинотеатров в Украине.
– Сколько зрителей должны прийти в большой зал на фильм, чтобы хотя бы окупить электричество и другие затраты?
– Хотя бы 8-10, зависит от длительности фильма.
– Всегда было интересно: почему во всех кинотеатрах запрещают приносить свою еду в зал? Неужели попкорн и кола – это такая существенная статья дохода кинотеатра?
– Не знаю, какая это статья дохода, у нас попкорн и кола продаются в буфете, владельцы которого просто арендуют у нас несколько квадратных метров. Буфет не находится в структуре кинотеатра.
Мы спокойно относимся к тому, чтобы зрители приносили свою еду. Главное, чтобы борщ в банке не приносили. Если зайдут с мороженым, чипсами или печеньками – без проблем. Главное, чтобы зал не засоряли, потому что между сеансами всего 5-10 минут и персонал должен успеть убрать в зале. Категорически не пускаем только с алкоголем и пивом.
Записала Татьяна Гонченко, фото Славы Чиженка