Двести лет назад изобретение парового двигателя, прядильных машин и новых методов в металлургии сделали Британию на целое столетие первой державой мира.
Вторая промышленная революция вывела на авансцену мировой истории США. Те страны, которые не проспали третью промышленную или, как еще ее называют, цифровую революцию и сегодня задают тон в мировой политике и экономике.
Мир ускоряется, и сегодня на наших глазах разворачивается четвертая промышленная революция. Она вновь изменит расклад сил в мировой геополитике, умножив на ноль влияние «стран-бензоколонок». Отправив на дно истории «динозавров» прошлого века, и, возможно, подняв на вершину новой технологической цепочки более приспособленных к жизни «млекопитающих».
Что происходит
В начале 90-х человек с громадным мобильным телефоном мог попасться на глаза обывателю только выходящим из шестисотого Мерседеса или громадного джипа. Покупка персонального компьютера становилась важным событием в жизни небольшой фирмы. А посмотреть, как шеф играет в «сапера», приходили менее успешные владельцы бизнеса из соседних офисов.
Сегодня смартфоны, ноутбуки, планшеты и другие разнообразные хитромудрые гаджеты воспринимаются как вполне обыденный аксессуар жизни среднестатистического школьника.
Судя по-всему, также быстро и стремительно при жизни всего одного поколения произойдет мировой переход и к новому технологическому укладу. Вот несколько фактов, подтверждающих, что будущее уже яростно стучит в окно.
Массовое производство электромобилей, беспилотный транспорт и возобновляемая энергетика
Американский бизнесмен Илон Маск объявил, что 7 июля была запущена в серийное производство первая массовая модель электромобиля Tesla— Model 3.
По данным производителя, этот электромобиль сможет проехать около 350 километров от одного заряда аккумулятора. Стоимость базовой комплектации модели составляет 35 тысяч долларов. Это почти в три раза дешевле, чем стоимость предыдущих моделей Tesla.
Шведский автопроизводитель Volvo, который принадлежит китайской компании Geely, объявил о начале пути к постепенному отказу от двигателей внутреннего сгорания и переходе на производство электромобилей и гибридных автомобилей. Начиная с 2019 года, каждую новую модель, произведенную под брендом Volvo, будут оснащать электрическим мотором.
Электромобили уже перестали быть экзотикой не только для американского и европейского потребителя. Например, в Китае в прошлом году было продано полмиллиона электромобилей.
Еще одна важная тенденция рынка автомобилестроения — это переход к беспилотному транспорту.
Так, по данным американского аналитического центра RethinkX, в США уже в 2030 году 95% маршрутов будет обслуживаться автономными автомобилями, принадлежащими корпорациям.
Эффективная эксплуатация транспортных средств (каждый автомобиль будет использоваться по меньшей мере в десять раз больше, чем автомобили, принадлежащие индивидуальным владельцам) означает, что их число сократится.
Количество пассажирских автомобилей на американских дорогах сократится с 247 млн до 44 млн. Когда за условные "копейки" автомобиль с автопилотом вас сможет доставить в условный пункт назначения кому захочется заморачиваться с заправкой, СТО, гаражом и тем, что ты владеешь собственностью, которая быстро падает в цене. Судя по всему, лет через 20 профессия шофера будет выглядеть таким же анахронизмом, как и профессия извозчика.
Стремительно развивается и рынок возобновляемой энергетики.
Та же Tesla Илона Маска планирует вывести на рынок линейку из четырех типов солнечной кровли, которые подошли бы к эстетике домов покупателей. Запуск масштабного производства новых солнечных крыш запланирован уже в этом году. Ожидается также, что стоимость новой технологической черепицы будет меньше, чем стоимость привычной нам классической.
По данным NEO, на возобновляемую энергетику к 2040 году придется свыше половины мировой энергии.
Именно поэтому президент США Дональд Трамп заявил о распродаже стратегических запасов американской нефти и агрессивной политике по продвижению продаж сжиженного газа на европейский рынок. Американцы хотят зафиксировать прибыль, пока эти углеводороды хоть чего-то стоят. А то, что при этом обанкротится «Газпром», возможно, вместе со всей страной «великих скреп», будет всего лишь маленьким бонусом, но отнюдь не целью новой американской энергетической политики.
Украинский выигрыш
В канве этих перемен у Украины появился уникальный шанс попасть в число тех стран, которые могут с максимальной пользой для себя использовать новый мировой тренд.
Во-первых, Украина выигрывает как страна, которая вынуждена тратить миллиарды долларов на закупку углеводородов. Каждый из нас вынужден заплатить свою долю за счастье сидеть зимой в хорошо отапливаемом помещении. Все это сказывается на внешнеторговом балансе страны и, следовательно, на курсе доллара и евро, который традиционно растет осенью, когда страна увеличивают закупки газа для проведения отопительного сезона. Сегодня мы радуемся победе «Нафтогаза» в судебной тяжбе над «Газпромом» в Стокгольмском суде, но нашим потомкам придется на пальцах объяснять, почему украинцев в начале 21 века так сильно интересовали цены на газ и нефть.
Через несколько лет цены на отопление и горячую воду будут зависеть не от «злых дядей» в НКРЭКУ (Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунслуг), а от того, как быстро окупится солнечная батарея и новый аккумулятор для сохранения энергии на крыше вашего дома.
В некоторых передовых западноукраинских селах солнечная энергия уже используется на полную катушку. Но возможный выигрыш Украины не исчерпывается только отказом от закупок дорогих углеводородов.
Украина может стать мастерской Европы
Удивительно, но факт. Даже в воюющей стране, о «скором исчезновении» с политической карты которой каждый день, как попугаи, твердят российские «эксперты», происходят весьма показательные события.
С 2015 года на территории Украины введены в эксплуатацию 56 заводов. Также было построено 29 солнечных электростанций и пять ветроэлектростанций. Настоящий промышленный бум переживают сегодня западные области страны. Это логично — поближе к границам Евросоюза и подальше от «русского мира».
А вот на оккупированных областях Донбасса происходит стремительная деиндустриализация — после захвата боевиками останавливаются шахты и заводы — оставшиеся без рынков сбыта в Украине.
Однако это только начало процесса. Сегодня у Украины есть уникальный шанс получить многомиллиардные инвестиции и целые новые отрасли с самыми современными западными технологиями. В борьбе за инвестора у Украины есть, как минимум, четыре важных преимущества перед конкурентами.
Четыре бонуса Украины: Ассоциация с ЕС, логистика, зарплата и внутренний рынок
С 1 сентября в Украине официально, окончательно и бесповоротно вступит Соглашение об ассоциации с 28 странами Евросоюза.
А это значит для европейского инвестора, что товары, произведенные в Украине, можно будет вывозить по низким таможенным ставкам. Такого преимущества нет у наших соседей – Беларуси и России.
Практически из любой точки Украины можно доехать в самую крайнюю точку Евросоюза за 48 часов. А из областей западной Украины в большинство стран Евросоюза можно добраться за несколько часов.
Ну и третье наше преимущество, которое, безусловно, не радует соотечественников, — это очень низкая зарплата. Сегодня в Украине средняя зарплата составляет всего 250 долларов, тогда как в Польше, Словакии — около 1000 долларов, в России, Румынии и Болгарии — 600-500 долларов, около 400 долларов в Беларуси.
Но чем больше предприятий будет строиться в Украине, тем активнее они будут конкурировать за рабочую силу и постепенно повышать зарплату. Так, некоторые автосборочные предприятия во Львовской и Ивано-Франковской области уже дважды вынуждены были повышать зарплату, чтобы набрать достаточное количество сотрудников.
Не стоит забывать, что сама Украина — это потенциально большой и привлекательный рынок с 45-миллионным населением. И здесь в Восточной Европе с нами может в этом отношении конкурировать только Россия. Но она сегодня, «благодаря» безумию своих правителей, находится под санкциями — конца и края которым не видно. А это значит, что об инвестициях путинской России на ближайшие годы можно забыть.
Гипотетическому «Илону Маску» сегодня в принципе все равно, где строить новый завод с абсолютно новыми технологиями. Важно, чтобы он был поближе к главным рынкам сбыта, мог приносить максимальную прибыль и чтобы инвестиции миллиардера были бы надежно защищены.
А вот с последним пока в Украине проблема. С нашими прожженными рейдерами, «честными судами» и повсеместной коррупцией что-то строить в стране можно только под прямые гарантии государства.
Не далее, как вчера, 7 июля, соотечественники могли посмотреть увлекательное кино о том, как народный депутат Борис Розенблат берет взятки.
И таких розенблатов во всех ветках украинской власти еще вагон и маленькая тележка. Впрочем, когда-то нужно начинать. И первые посадки коррупционеров и взяточников (если они все же произойдут) станут самым лучшим сигналом западным инвесторам, который только может послать Украина.
Сейчас в Украине существует уникальный шанс получить с нуля целые отрасли современной промышленности, которые будут определять жизнь людей в ближайшие несколько десятилетий. И если мы сегодня не заскочим в последней вагон поезда под названием «четвертая промышленная революция», виноватых в этом завтра будет искать уже бессмысленно.
Роман Лазоренко