Таблетка от боязни высоты: как команда запорожцев уже 15 лет развивает Rope Jumping

Запорожцы Юрий и Сергей вот уже 15 лет профессионально занимаются Rope Jumping (прыжки на веревке). Основателем этого вида спорта можно считать американского скалолаза Дэна Османа, который погиб, пытаясь побить свой рекорд.

Первыми, кто занялся "роуп джампингом" в Запорожье был клуб "Эрмитаж", который возглавляли Владимир Швец и Александр Шкаликов. Это было 17 лет назад. Вдохновившись, Юрий и Сергей решили открыть свой клуб, сейчас он известен как Rock&Rope Jumping Team. 061 расспросил у ребят, насколько это безопасно, кому не стоит прыгать и какие ощущения, когда делаешь шаг с моста.

"Запорожье очень хорошее, перспективное место для скалолазания, так как в Украине осталось немного мест где есть скалы: Житомир, Карпаты.

Парадоксально, но в Днепре или Харькове, где вообще нет скал, очень хорошо развит этот вид спорта

В этих городах есть стенды, искусственные стенки и так далее. А у нас есть именно природный рельеф, но его надо облагораживать, следить за ним.. У нас есть скалы на Хортице, на Бабурке и их вполне достаточно для скалолазов среднего уровня. Проблема в том, что у нас мало энтузиастов, которые бы этим занимались..

Мы занимаемся этим 15 лет, и фактически каждый год в мэрии говорят о развитии туризма. Каждый раз обещают: вот со следующего года Запорожье точно станет меккой туризма. Сейчас у управления туризма, вроде бы, позитивный настрой к работе. Посмотрим что из этого выйдет.

Вообще, развить в городе что-то тяжеловато. Вот недавно молодежный горсовет организовывал "Урбан – фест". Знаете, у нас есть люди, которые развивают фестивали самостоятельно, и у них это хорошо получается. Когда же влезают "люди в костюмах", то делается это для галочки. Но получается так, что именно они задают стандарт проведения. Когда знаешь, что в это же время проходит в той же Умани, в Харькове, в Днепре, какие проекты делают там – то становится обидно за Запорожье.

Мы понимаем бюджет таких фестивалей, и мы знаем, что когда у тебя есть бюджет и админресурс, то добавляя туда креатив – можно творить чудеса. Мы проводили фестивали своими силами, привлекая спонсоров, и получалось действительно мощно. В Днепре ребята из ДАЭС (Днепровская Ассоциация Экстремальных Видов Спорта), у которых поддержка мэрии абсолютно на всех уровнях, делали рекорд Украины. Они между двух зданий комплекса "Панорама" натянули слэклайн (хождение по стропе) и поставили рекорд "Самый высокий слэклайн Украины".

Поскольку у ребят есть поддержка, и им не надо заниматься бюрократией, то у них есть силы и энергия на другие проекты. И уже через месяц они сделали новый рекорд Украины в Умани: натянули слэклайн между двух воздушных шаров, на высоте более 600 метров.

У нас два мировых рекорда: первый был поставлен в 2010 году, в Норвегии.

Мы его ставили с нашими друзьями из Питера. Тогда мы прыгали со скалы Кьераг, там отвесная скала 980 метров. Мы прыгнули в пролет 360 метров. А второй рекорд был поставлен в Испании, нас участвовало там три команды: украинцы, французы и испанцы. Но там на месте оказалось, что скала находится на границе двух областей: Каталонии и Арагона. И прыгали мы в одной области, а веревки закрепляли в другой. А в каждой области нужно обойти несколько структур, с которыми надо договориться и собрать разрешения. И пока часть команды навешивала систему, другая часть команды ездила за разрешениями по двум областям. Но в итоге мы все разрешения собрали, и это была максимальная высота прыжка: 425 метров высоты падения. Если наглядно, то это примерно как 8 Eco Tower, поставленных один на один.

Кроме нас в Запорожье конечно есть команды, которые занимаются и организовывают прыжки с мостов. Мы с ними дружим, со многим даже организовывали совместные проекты. Да, мы конкуренты, но добрые друзья.

Идея организовывать прыжки с моста для горожан пришла тогда, когда, нарастив некоторый опыт и поняв как это работает, мы стали готовы делиться этим с людьми. В данный момент у нас в команде уже 6 человек. Сейчас пытаемся сделать это бизнесом, конкретно в Запорожье. Раньше у нас уже был бизнес в Крыму. То есть: в Запорожье было больше хобби, а в Крыму мы смогли это хобби превратить в бизнес, и нас там нашли инвесторы, которые увидели в этом перспективу.

Когда-то нас пытались подмять под себя "Молодые регионы". Они пришли и сказали "Теперь будете прыгать под нашими флагами".

Мы естественно отказали, и через две недели Пеклушенко (экс-губернатор Запорожской области, – прим. 061) безосновательно запретил нам прыгать. Подписали какую-то бумажку, так как понимали, что нельзя это вот так просто запретить, но в том время ссориться с представителями Партии Регионов было не очень хорошо, и мы окончательно перебрались в Крым.

До этого мы много работали в Крыму, сотрудничали с министерством туризма в том числе. Там мы провели два очень мощных фестиваля в пещерном комплексе Качи-Кальон, куда приглашали и иностранных спортсменов в том числе, построили большой парк развлечений на Ай-Петри, где были не только прыжки, но и троллеи.

Интересный момент: когда мы пришли в управление туризма, нам намекнули на взятку

Сначала мы испугались, но как выяснилось, взятка заключалась в том, что мы должны были развить тот район. То есть нам дали зеленый свет, а мы взамен должны были организовать в этом районе постоянные фестивали, ивенты, кемпы и так далее. И хочется похвастать, что мы развили тот район до такой степени, что пока мы там были, там построили три гостиницы. Сейчас там глухо.

Теперь мы пытаемся переориентироваться на Европу: ездим понемногу в Грецию, присматриваемся.

В Греции нас снимали Devin Supertramp, и там буквально за месяц видео с нами собрало полтора миллиона просмотров.

Сейчас наши филиалы есть в Харькове, есть планы еще на несколько городов, ну и Европа.

Если честно, у нас перед самим прыжком уже нет никаких ощущений. Нет мыслей что тебе страшно – есть только то, что ты должен прыгнуть и проконтролировать свой прыжок, получить удовольствие. Уже больше работает мозг. А если мы говорим про человека, который впервые решил прыгнуть с моста или с 120-ти метровой трубы, то там различные эмоции: дикий страх, который переходит в дикое счастье. У нас же это контроль, и в том числе контроль страха. Нам страшно до сих пор, но по нам этого не увидишь: внутри все колотится, а внешне – абсолютный самоконтроль.

В первом прыжке, как правило, если разобраться, мозг останавливается, потому что происходит то, что ты никогда не делал. Ты прыгнул и не совсем понимаешь "Что же произошло?". Не можешь проанализировать весь процесс. Вроде и понимаешь: да – прыгнул, да – вот я уже вишу. Но что произошло и как, разобраться что было – не выходит.

Ты начинаешь прыгать второй, третий раз и уже со временем это превращается в удовольствие, тебя захватывает

Некоторые могут по 10-15 минут стоять и не решаться на прыжок.

Если говорить о нашей работе – нам очень нравится каждое Крещение организовывать прыжки с погружением в воду. Людям нравится, ждут каждый год. Мы и сами пробовали, и когда ты с такой высоты погружаешься в ледяную воду – это очень круто. Кстати, никто не болел после таких прыжков.

Для кого-то прыжок это "галочка", а кто-то готовится к нему полгода-год. Одна женщина хотела прыгнуть, так она мне звонила месяца за три, спрашивала как готовиться морально, физически. По итогу человек готовился, прыгнул и получил огромное удовольствие.

Есть перечень заболеваний с которыми человек не может прыгать. Ну и само собой, если кто-то употребил алкоголь или наркотики – мы его не пустим

А так – это даже полезно, прыжок так разгоняет кровь, что человеку это идет только на пользу. При боязни высоты мы как раз таблетка: по статистике процентов 10 людей приходят целенаправленно бороться с боязнью высоты.

Есть такой момент: мы не толкаем, и человек прыгает сам, переступает через свой страх. Единственное, что мы можем сделать – это прыгнуть с ним вместе. Главное, чтоб человек сам решился на прыжок.

Записал Слава Чиженок