Уникальный завод, который хотели уничтожить россияне: экскурсия на «ЗАлК», — ФОТОРЕПОРТАЖ

В специальном проекте 061 продолжает рассказывать, как на запорожских предприятиях создают те или иные продукты. Ранее наши корреспонденты показывали производства кваса, пива и шифера, а также стали. В этот раз 061 побывал на Запорожском алюминиевом комбинате, который после многолетнего уничтожения бывшими российскими владельцами восстанавливает свое производство и готовится к приватизации.

Как «ЗАлК» стал российским и снова вернулся в украинскую собственность

Запорожский алюминиевый комбинат — крупнее промышленное предприятие, которое в свои лучшие годы выпускало более 100 тысяч тонн первичного алюминия. В 2004-м году собственником ЗАлКа — единственного производителя алюминия в Украине — стала российская группа «СУАЛ», а в 2007-м — корпорация «РусАЛ». Мировой кризис и повышение цен на электроэнергию в 2008-м году стали формальными поводами для постепенного уменьшения объемов работы предприятия. В 2011-м комбинат полностью остановил производство первичного алюминия.

В 2014-м году Украине удалось вернуть полуразрушенный завод в государственною собственность. Сейчас по факту разрушения ЗАлКа ведется следствие: в СБУ считают, что комбинат с 2006-го года умышленно уничтожали в интересах конкурентов из России. В 2009-м на ЗалКе умышленно остановили участки производства, четко осознавая, что это приведет к повреждению и полному уничтожению оборудования.

Следователи СБУ задокументировали, что перед возвращением комбината Украине, в 2015 году злоумышленники активизировали уничтожение предприятия и буквально резали оборудование завода на металлолом.

По подсчетам правоохранителей, руками бывших владельцев Украине нанесли ущерб на сумму свыше 39 миллионов долларов США и более ста миллионов гривен.

Электролизный цех

Производство алюминия начинается с добычи бокситов – горной породы, богатой алюминием. Сейчас центральный склад сырья, которое привозили со всего мира, выглядит так — это запасы руды, который уже не используются здесь годами.

В годы активной работы завода бокситовые терриконы высотой 50-60 метров были видны с центра города.

В глиноземном цеху из бокситов путем химических реакций выкристаллизовывается гидроокись алюминия, а затем – глинозем.

Так на ЗАлКе было раньше, а сейчас в здание глиноземного цеха сейчас заходить опасно. Бывшие владельцы оставили комплекс производственных зданий в аварийном состоянии.

Сердце производства – это электролизный цех, в котором выпускается первичный алюминий. На ЗАлКе он представлял собой четыре прямоугольных корпуса, в которых рядами установлены порядка 600 электролизных ванн, последовательно подключенных массивными проводами к электричеству. Под воздействием огромного напряжения алюминий в жидкой форме собирается на дне ванны, а затем отправляется в литейный цех. Так выглядело производство первичного алюминия до «вклада» российских собственников.

В 2011-2014 бывшие владельцы вывезли из электролизного цеха порядка 10,8 тысяч тонн электротехнического алюминия и более 3 тысяч тонн меди. Этот метал был элементами производства, которое сейчас навсегда испорчено.

Для примера: россияне оставили в электролизных ваннах остатки металла, которые потом варварским способом срывали кранами, разрушая агрегаты.

Ремонтно-механический цех

Два главных цеха — электролизный и глиноземный — в свое время обслуживали целый комплекс подразделений: электроподстанции, лаборатории, железнодорожное депо, столовые, а также — ремонтные мастерские.

В годы активной работы комбинат был практически автономным: все необходимые запчасти изготовляли собственными силами в ремонтно-механическом цехе. Здесь в несколько смен работали 150 человек: на ЗАлКе была мощная проектно-конструкторская база с хорошими специалистами.

«Как люди как ушли, так все и осталось. Состояние цеха хорошее, только все пылью припало. Здесь уникальные прессы, нагревательные печи, станки. Разнообразный ассортимент производства интересен для металлургии, машиностроения: от болта до шестеренки», — рассказывают руководители завода. После небольшой ревизии все станки в этом цеху снова могут начать работу.

Участок алюминиевой катанки

На участке производства алюминиевой катанки из металлического сырья после нагрева и прокатки создают рулоны алюминиевого прута диаметром 9,5 или 12,5 миллиметра. На сегодня – это единственный цех ЗАлКа, который готов изготавливать товарную продукцию.

Хорошее состояние производства связано с тем, что российские собственники хотели забрать относительно современную (1991 года) итальянскую прокатную линию, но, к счастью, не успели это сделать. В августе прошлого года уже украинские собственники восстановили участок и до мая с перерывом в зимнее время выполняли различные заказы.

Участок по производству кремния

На ЗАлКе выпускали не только алюминий, но и кремний. Единственный в Украине цех по производству кремния, как говорят здесь, на 80% «живой». Это значит, то при должном финансировании и наличии сырья две печи для выплавки кремния смогут заработать. Сейчас цех усиленно охраняют.

«Я думаю, они российские собственники хотели для себя оставить производство, надеясь вернуть контроль над заводом, – говорит гендиректор ЗАлКа Дмитрий Лобиков. – Кроме этого, до сих пор под контролем россиян «залковский» карьер голубых кварцитов на Сумщине, необходимых для работы этого цеха. Когда карьер вернут в нашу собственность, мы можем говорить о восстановлении этого цеха».

«99 процентов всех задач ЗАлКасегодня — подготовка к приватизации»

«Знаете, чем ознаменовался мой первый день рабочий день? — рассказывает 061 генеральный директор ЗАлКа Дмитрий Лобиков. Юрист и управленец пришел на алюминиевый комбинат после его национализации в качестве кризис-менеджера.— Мне позвонил товарищ и сообщил, что, по его информации, сегодня вечером на заводе будут воровать тепловоз. Чтобы не допустить этого, мы сняли пролет рельсов спереди и сзади. Так началась моя борьба за имущество завода».

На заводе в лучшие времена работали более 10 тысяч человек. Сейчас — около 100. Это сотрудники администрации — руководство, юристы, обслуживающий персонал, бухгалтерия, а также — множество охраны.

— Чем сейчас занимаются работники Запорожского алюминиевого комбината, если производство практически не работает?

— На плечи нашего коллектива лег трудоемкий процесс подготовки ЗАлКа к приватизации. 99 процентов всех задач сегодня – это работа в этом направлении. Юристов не хватает. На четырех работников по сотне судебных дел. Фонд госимущества обязан по закону провести повторную приватизацию. Сейчас определяются со стартовой ценой, затем — будет конкурс и продажа предприятия.

Что мы успели уже сделать? Во-первых, мы восстановили единственную в Украине линию алюминиевой катанки — продукцию высочайшего качества, которая пользуется спросом на мировых рынках. Наше появление на рынке в этом году создало некоторое волнение среди коллег по цеху.

Мы провели аудит участка производства кремния, теперь понимаем степень его готовности для запуска. В чугуно-литейном комплексе вместе с арендатором восстановили одну печь из двух. А еще провели технический аудит участка по производству извести и ремонтно-механического цеха.

Я сейчас полностью сосредоточился на процессе приватизации. Это занимает огромное количество времени. С июля по сентября мы занимались исключительно оценкой имущества. Наша главная миссия — сохранить имущество для того, чтобы Фонд госимущества передал его в надежные руки.

— Есть ли будущее у ЗаЛКа?

— Комбинат имел огромную ценность до 2009 года. Пока они не начали останавливать производство первичного алюминия, а затем вырезать оборудования. Потеряв производство первичного алюминия, мы потеряли привлекательность на 50 процентов.

У нас осталось единственное в Украине полноценное производство кремния, но у нас нет сырья — нужно возвращать в собственность карьер на Сумщине, о котором я вам уже говорил.

Что касается электролизного цеха — построить новый цех, по сути, намного дешевле, чем его восстановить. Все-таки оборудование 40-х годов. Первый вопрос — нужны бокситы. Из Гвинеи, Индии или Турции — неважно. В советское время завод работал на румынских бокситах, который он бесплатно получал по репатриации. Второй вопрос — стоимость электроэнергии. При такой цене на электричество производство невыгодное. Общался с коллегами их Казахстана, у них для завода 1000 киловатт стоит 2 копейки.

Что касается работы со вторичным алюминием: да, у нас есть линия, которая при полной загрузке может производить 1700 тонн катанки в месяц. Для начала нам необходимо сырье — хотя бы на 2-3 месяца непрерывной работы. Запускаться, когда у тебя нет запасов, бесполезно. Больше денег потратишь на газ, ведь только печку перед началом работы нужно прогревать две недели. Если цех заработает, появится небольшой, но стабильный заработок, которого хватит, чтобы содержать комбинат. Мы сейчас ведем переговоры.

Текст — Андрей Вавилов, фото — Слава Чиженок

Читайте также:

  • Как на запорожском заводе готовят квас: экскурсия на производство, — ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как на запорожском заводе готовят пиво: экскурсия на производство, — ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как на запорожском заводе делают шифер: экскурсия на производство, — ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как на «Запорожстали» железную руду превращают в сталь: экскурсия на производство, — ФОТОРЕПОРТАЖ