Запорожский крановщик создает деревянных роботов, размером с человека: интервью с мастером

Четыре года назад вся Украина узнала имя запорожца Дмитрия Баландина. Журналисты выяснили, что работник завода в свободное время смастерил трехметрового деревянного робота по имени Сайлон. О необычном хобби написали практически все популярные украинские издания, телеканалы, а также европейская пресса. После этого Дмитрий продолжает создавать необычные скульптуры и регулярно попадать в новостные ленты. Недавно мастер показал очередное изобретение – деревянный прототип экзоскелета для реабилитации людей. Корреспонденты 061 побывали в гостях у запорожского умельца и узнали о его необычном хобби.

«Дома сделал полочки, табуретки, кухню сам собрал, но это не было интересно. Хотел себя удивить и сделать что-нибудь неординарное», – рассказывает 061 Дмитрий Баландин.

Шесть лет назад работник завода пошел в ближайший магазин, купил фанеру, а после этого за полгода смастерил трехметрового деревянного Сайлона.

«Почему из дерева? В однокомнатной квартире только с ним реально работать, по цене фанера доступная, не нужны энергоемкие инструменты, например, сварочный аппарат», – рассказывает мастер.

Пилка, наждачная бумага, тиски, максимум, электродрель – все, что мне нужно»

Все свои работы он делает интуитивно «из головы» – без чертежей и схем.

В 2011-м году мужчина закончил работу над свои первым деревянным роботом – Сайлоном. В СМИ узнали о работе спустя два года. «Кто-то их журналистов заметил фотографии у меня в «Одноклассниках» или «Фейсбуке», после этого началось… Порядка 20 печатных изданий, телеканалы приезжали, снимали, – вспоминает Баландин.

«Со «Шпигеля» звонили, говорили, мол, приезжайте к нам в Германию с выставкой, людям понравится»

– А мне было неудобно, в этой модели особо-то нечего показывать. Она внушительная, впечатляющая, но грубая, имеет много ограниченностей».

В 2014 мастер собрал для Сайлона спутницу – Амазонку, еще через два года создал их «сына» – Малыша.

«В прессе мои работы называют роботами, но для меня они – многопозиционные изделия в стиле робо-арт. Если делать выставки, то каждый раз посетитель будет видеть новую композицию. У моделей двигаются все части тела, как у человека: «робота» можно поставить в полный рост, а можно и на колени, ноги сгибаются, а рука сжимается в кулак», – рассказывает Дмитрий.

Каждая новая модель состоит из большего количества элементов и, соответственно, более сложная. Сайлон – это около 500 деталей. В Малыше – немного меньше, хотя он более подвижный. Самой совершенной оказалась модель-женщина. Амазонка сложена из 800 деревянных элементов, только в лицевой части у нее 120 деталей.

***

Теперь Дмитрия охватила новая идея – использования навыков для реабилитации больных людей. Последняя его работа – прототип экзоскелета для восстановления людей с травмами ног. «За границей такое оборудование, например, протез руки, стоит десятки тысяч долларов. А когда это станет доступным в Украине? Мой экзопротез – бюджетная модель, из более прочного материала – алюминия или углепластика – он может стоить лишь порядка 20 тысяч гривен».

Внутрь элементов экзопротеза Дмитрия помещается человек – или самостоятельно, или с помощью других. Ноги и поясница закрепляются внутри деревянного скелета. Опираясь на специальные поручни, с помощью подпорок на колесах, пользователь сможет держать равновесие и передвигаться.

«Я сделал этот макет, чтобы показать: система – рабочая, ей только нужна поддержка и продвижение, – говорит создатель. – Хочется думать, что в Украине это единственный экземпляр, который имеет потенциал для развития».

Следующая модель устройства будет адаптивной, анонсирует Дмитрий. Он уже знает, как в будущем можно настроить экзоскелет для людей разного роста.

«В качестве названия для устройства я наткнулся на интересное греческое слово «эйсон». Это означает «резвый», «быстро перемещающийся», – делится Баландин. – Понятно, с больными ногами ты быстро не передвигаешься, но такая конструкция дает человеку возможность и психологический посыл для восстановления».

«Это не какая-то революционная конструкция, это упрощенный вариант, доступная версия того, что делают на западе»

Кроме журналистов, пока идеями Дмитрия Баландина никто из власть имущих не заинтересовался. «Я надеялся, что будет больший резонанс. Первая модель вообще самой грубой и простой, а столько внимания получила, – говорит собеседник. – Хотелось бы заниматься этим на другом уровне, ведь потенциал у идеи есть».

Тем не менее, Дмитрий не собирается останавливаться и готов развиваться дальше – создавать больше моделей, например, прототипов известных роботов из кинофильмов, и наконец-то провести выставку.

Текст – Андрей Вавилов, фото – Слава Чиженок